В имении генеральской вдовы Анны Петровны Войницевой собираются гости: доктор Трилецкий, господин Петрин (кредитор хозяйки), Семен Порфирьевич Глагольев (обожатель Анны Петровны), соседи Платоновы — Михаил Васильевич с женой Сашенькой, еще один сосед Павел Петрович Щербук с дочерьми и племянником Петечкой. Пасынок Войницевой Серж представляет гостям свою жену Софью, в которой Михаил Васильевич Платонов узнает свою первую любовь.
Общество развлекается. Играют в фанты, Павел Петрович изображает брачный крик марала. Однако все это веселье — натужное и ненастоящее. Сквозь ровный ход беседы постоянно прорываются тяжелые «неудобные» темы.
Вечером во время фейерверка происходит объяснение Михаила Васильевича с Софьей. В результате Софья готова бросить своего мужа и начать с Михаилом Васильевичем «чистую новую жизнь». Михаил Васильевич в ужасе от того, что все «не то» и что жизнь прошла бездарно, бежит топиться, но оказывается в воде по колено.
Сценарий представляет собой компиляцию чеховских произведений «Учитель словесности», «В усадьбе», «Моя жизнь», «Три года». В основе лежит ранняя чеховская пьеса «Безотцовщина». Зритель без труда узнает большое количество чеховских фраз, да и сам фильм получился своеобразным «концентратом» Чехова.
Здесь, как это характерно для Чехова, трагедия внутренняя. Внешне все благополучно, но внутри все кипит и страдает. Отношения между героями очень непростые. Анна Петровна любит Михаила Васильевича, а он хочет прекратить их роман, который сам же затеял со скуки. Семен Порфирьевич ненавидит Платонова. Михаил Васильевич мучается воспоминаниями о Софье. Только Сашенька — преданная верная жена — ни о чем не догадывается и совершенно счастлива.
Все и вся находятся в состоянии кризиса. С одной стороны, Россия, которая стоит на историческом перепутье, когда крепостное право отменено и происходит становление новых экономических и социальных отношений. Дворянское сословие, в каком-то смысле оказалось жертвой этих изменений — сильные выживают, слабые разоряются. С другой стороны, герои, которые прожили свою жизнь до середины. Пройден тот рубеж, когда законными становятся вопросы: чего я достиг, что я за свою жизнь сделал. Каждый из них может ответить — ничего. От этого-то Трилецкий старается впасть в забытье и ни о чем не думать, а Платонов будит своими криками весь дом и бежит к реке.
Исторические условия, воспитание, образование породили особый склад характера интеллигенции, обличаемый Чеховым: какое-то патологическое бессилие, неумение ничего сделать, чего-то добиться, пустая риторика и самообман, внутренняя опустошенность. В итоге жизнь прожита зря. (Портрет очень схож с интеллигентами «застойных» времен, вот почему они говорили: это фильм про нас.) Однако тут есть еще одна важная деталь, которую нельзя упустить.
Обезбоживание интеллигенции к этому времени достигло своего апогея, разве что к началу XXвека оно еще усилится. Какая внутренняя жизнь у Трилецкого? А у Софьи? Природа не терпит пустоты, душа страдает и мечется в поисках пищи.
Этот фильм про жизнь без смысла. Вот такая она тягостная, беспросветная, мучительная. Однако спасение совсем рядом. Может, на это намекают величественные, безмятежные картины природы, восход солнца и маленький нательный крестик Петеньки.
Неоконченная пьеса для механического пианино (Михалков Никита)
В имении генеральской вдовы Анны Петровны Войницевой собираются гости: доктор Трилецкий, господин Петрин (кредитор хозяйки), Семен Порфирьевич Глагольев (обожатель Анны Петровны), соседи Платоновы — Михаил Васильевич с женой Сашенькой, еще один сосед Павел Петрович Щербук с дочерьми и племянником Петечкой. Пасынок Войницевой Серж представляет гостям свою жену Софью, в которой Михаил Васильевич Платонов узнает свою первую любовь.
Общество развлекается. Играют в фанты, Павел Петрович изображает брачный крик марала. Однако все это веселье — натужное и ненастоящее. Сквозь ровный ход беседы постоянно прорываются тяжелые «неудобные» темы.
Вечером во время фейерверка происходит объяснение Михаила Васильевича с Софьей. В результате Софья готова бросить своего мужа и начать с Михаилом Васильевичем «чистую новую жизнь». Михаил Васильевич в ужасе от того, что все «не то» и что жизнь прошла бездарно, бежит топиться, но оказывается в воде по колено.
Сценарий представляет собой компиляцию чеховских произведений «Учитель словесности», «В усадьбе», «Моя жизнь», «Три года». В основе лежит ранняя чеховская пьеса «Безотцовщина». Зритель без труда узнает большое количество чеховских фраз, да и сам фильм получился своеобразным «концентратом» Чехова.
Здесь, как это характерно для Чехова, трагедия внутренняя. Внешне все благополучно, но внутри все кипит и страдает. Отношения между героями очень непростые. Анна Петровна любит Михаила Васильевича, а он хочет прекратить их роман, который сам же затеял со скуки. Семен Порфирьевич ненавидит Платонова. Михаил Васильевич мучается воспоминаниями о Софье. Только Сашенька — преданная верная жена — ни о чем не догадывается и совершенно счастлива.
Все и вся находятся в состоянии кризиса. С одной стороны, Россия, которая стоит на историческом перепутье, когда крепостное право отменено и происходит становление новых экономических и социальных отношений. Дворянское сословие, в каком-то смысле оказалось жертвой этих изменений — сильные выживают, слабые разоряются. С другой стороны, герои, которые прожили свою жизнь до середины. Пройден тот рубеж, когда законными становятся вопросы: чего я достиг, что я за свою жизнь сделал. Каждый из них может ответить — ничего. От этого-то Трилецкий старается впасть в забытье и ни о чем не думать, а Платонов будит своими криками весь дом и бежит к реке.
Исторические условия, воспитание, образование породили особый склад характера интеллигенции, обличаемый Чеховым: какое-то патологическое бессилие, неумение ничего сделать, чего-то добиться, пустая риторика и самообман, внутренняя опустошенность. В итоге жизнь прожита зря. (Портрет очень схож с интеллигентами «застойных» времен, вот почему они говорили: это фильм про нас.) Однако тут есть еще одна важная деталь, которую нельзя упустить.
Обезбоживание интеллигенции к этому времени достигло своего апогея, разве что к началу XXвека оно еще усилится. Какая внутренняя жизнь у Трилецкого? А у Софьи? Природа не терпит пустоты, душа страдает и мечется в поисках пищи.
Этот фильм про жизнь без смысла. Вот такая она тягостная, беспросветная, мучительная. Однако спасение совсем рядом. Может, на это намекают величественные, безмятежные картины природы, восход солнца и маленький нательный крестик Петеньки.
Полный текст...
Короткий текст...
Критерии
Оценка
Яркость
Описание
Семейные ценности
1
0.8
Образ Сашеньки — жены Платонова.
Превосходство духовного над материальным
1
0.6
Хоть герои и не богаты, но занимает их совсем не поиск материальных благ.
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”