Критерии оценки
Методика оценки полезности произведения (Версия 1.01)
Одна из ключевых задач Запада – отучить людей задумываться о том, какие идеи содержит творческая продукция: «Не важно какая идея: главное — насколько силен эффект». В итоге, стремясь к максимальной силе воздействия, творцы рано или поздно обращаются к человеческим страстям. Возникает впечатление, что единственный способ создать интересное и коммерческое произведение – эксплуатация страстей и пороков человека. Но на самом деле ничто не мешает создать яркое и эффектное произведение, содержащее идеи, дружественные Православию.
Наша стратегия прямо противоположна: концентрируемся на идеях, транслируемых произведением. Необходимо, чтобы они способствовали формированию христианского базиса ценностей и подавались в виде, понятном и привлекательном для целевой аудитории.
Полезное произведение — это произведение, транслирующее идеи, формирующие христианский базис ценностей. И наоборот: опасное произведение — транслирующее идеи, формирующие потребительское мировоззрение.
Оценка степени полезности произведения (книги, фильма, песни и т.д.) строится на выявлении транслируемых произведением идей и силы их воздействия на человека.
Оценку полезности произведения предлагаем производить по следующим парам идей:
Идеи, формирующие
христианский базис ценностей |
Идеи-антиподы,
потребительский базис ценностей |
Возлюби ближнего своего. Главная заповедь Христа. Эта оценка будет иметь наибольший вес при составлении рейтинга. Помощь ближнему. |
Идея себялюбия, превозношения над другими. Наличие людей второго сорта. Богатый значит святой. Кто сильнее, тот и прав. Ксенофобия. |
Общественное выше личного. Совместная работа над достижением цели. Разделение труда и профессионализм. Забота о будущих поколениях. Увеличение суммы добра в обществе. |
Личное выше общественного. Пренебрежение чужими интересами. Пренебрежение будущими поколениями. Интересы личности превыше всего. Герой – одиночка спасает мир. |
Семейные ценности. Только в семье можно воспитать нормального члена общества |
Идея сексуального партнерства (без деторождения, даже в рамках семьи) |
Превосходство духовного над материальным. Это христианская идея спасения души. |
Погоня за материальным. Получить по максимуму в этой жизни. Потакание страстям |
Покаяние. Человек слаб и подвержен греху |
Гордыня. Всезнайство. Каждый – сам себе голова. Человеку не нужны внешние авторитеты. |
Общая формула такая:
Степень полезности = (коэффициент важности идеи-1 * коэффициент присутствия идеи-1 в произведении * яркость передачи, сила воздействия на человека идеи-1) + … + (КВИ-n * КПИ-n * ЯПИ-n)
, где:
Коэффициент важности идеи (вес идеи) – важность присутствия идеи в произведении, относительно других идей. Сумма коэффициентов важности по всем идеям равна 1.
Коэффициент присутствия идеи – показывает степень присутствия идеи в произведении. Определяется по специальной качественной двухполюсной шкале. Ее задача: помочь человеку сориентироваться, какие идеи содержит произведение.
Шкала имеет два полюса: положительный и отрицательный. На положительном полюсе наша идея, на отрицательном – ее западный антипод.
Пример: «Семья» (наша идея) +1 +0,5 0 -0,5 -1 «Сексуальное партнерство» (антипод).
Эксперт показывает, какая идея больше представлена в произведении. «0» - равное присутствие и той и другой идеи, что равно отсутствию и первой, и второй.
Яркость передачи – суть коэффициента в том, сколько человек из 100 примет идею после данного произведения. Определяется по качественной шкале:
1. С этим согласится каждый (+1)
2. Скорее убедит, чем нет. (0,75)
3. Может быть согласится, а может и нет (0,5)
4. Скорее не убедит, чем убедит (0,25)
5. Никого не убедит, скорее оттолкнет (0)
Полезность произведения также выражается не количественно, а качественно:
1. Потратьте свое время, не пожалеете. (от 1 до 0,6)
2. Возможно ваше время будет затрачено не даром. (от 0,6 до 0,2)
3. Лучше использовать время на что-то другое. (от 0,2 до -0,2)
4. Вред перевешивает пользу (от -0,2 до -0,6)
5. Это духовная отрава (от -0,6 до -1)