|
|
|
| Отцы и дети
Рейтинг | 0.98 "Потратьте свое время, не пожалеете!!!" | Дата выхода | 2008 | Страна | Россия | Жанр | Драма |
|
Освободившись от оков критики с социальным привкусом, роман «Отцы и дети» заблистал, наконец, для нас всеми достоинствами прекрасной, глубокой, трезвой русской литературы. Прочтение романа в этом фильме так же свидетельствует о вернувшейся духовной свободе. Взгляд создателей фильма на роман достаточно глубок и непредвзят.
Не думаю, что есть нужда пересказывать сюжет известного романа, переданный в этой кинокартине, конечно же, с сокращениями и неизбежными при этом потерями. В основе сюжета — история недолгой дружбы двух молодых и умных людей, их любовь к двум очаровательным женщинам, их взаимоотношения с родителями. Но вопреки названию, это не совсем разговор об отцах и детях. Вернее, разговор об отцах и детях имеет здесь лишь косвенное значение…
|
| Лоевская Лариса Владимировна Отцы и дети
Фильм достойно отслеживает бóльшую часть психологических нитей романа. Авторов фильма интересуют, прежде всего, вечные, непреходящие ценности. И именно они оказываются в центре внимания. Нигилизм – отказ принимать без проверки, на веру, какие-либо жизненные принципы: религиозные, общественные, семейные – не вызывает ни у кого из создателей фильма ни малейшей симпатии. Симпатичен создателям фильма только сам носитель таких взглядов – Евгений Базаров. Он молод, талантлив, решителен, независим и наконец просто красив…
Фильм достойно отслеживает бóльшую часть психологических нитей романа. Авторов фильма интересуют, прежде всего, вечные, непреходящие ценности. И именно они оказываются в центре внимания. Нигилизм – отказ принимать без проверки, на веру, какие-либо жизненные принципы: религиозные, общественные, семейные – не вызывает ни у кого из создателей фильма ни малейшей симпатии. Симпатичен создателям фильма только сам носитель таких взглядов – Евгений Базаров. Он молод, талантлив, решителен, независим и наконец просто красив…
Основная мысль фильма состоит в том, что победа жизни, со всей ее сложностью и с ее законами, над любым произволом и людской самонадеянностью неизбежна, а законы жизни действительно непреложны и вечны. Мирской человек, опирающийся только на себя, оказывается не сильнее обычной для всех людей любви между мужчиной и женщиной, он не свободен от родительской и сыновней любви и, наконец, он не сильнее смерти, общей для всех нас, сильных и слабых, добрых и злых… Отсутствие же любви, холодность ко всему, скука и нежелание продвигаться по жизненному пути оказываются, как, например, у Анны Сергеевны Одинцовой, свидетельством безграничной и неисцелимой гордости. Даже Базаров не настолько горд, чтобы не подчиниться силе любви. Более того, на пороге смерти он с благодарностью и даже почтением принимает родительскую любовь, прежде вызывавшую в нем досаду. Наконец, пусть и оговорками, он не отказывается признать и христианские таинства…
Этот прекрасный фильм вводит нас в атмосферу почти утраченной сегодня в России культуры, в которой любовь и уважение к ближнему – закон высший и обязательный к исполнению. Почтение к старшим, несмотря на разницу во взглядах, как подчеркивают создатели фильма, естественно для человека и диктуется любовью и благодарностью. Отсутствие такого почтения преподносится нам не как нечто стоящее внимания – например, как ненависть к родительской косности и ничтожности целей, — а как жестокость и дикость нрава. Все социальные темы в кинофильме звучат довольно глухо и оцениваются вполне трезво. Ведь мы уже хорошо знаем цену самонадеянным идеям переустройства общества и освобождения его от нравственных законов. Фильм не изменяет следованию психологической точности и не срывается в грубую сатиру даже тогда, когда передает эпизоды комического плана из тургеневского романа, например завтрак в доме эмансипированной Кукшиной, сплетни на балу или разговор Базарова с крестьянами.
Если вам захочется посмотреть экранизацию этого романа, сделанную и в 1983 году, то нужно отметить, что в ней тоже есть прекрасные актерские работы и режиссерские находки, однако под влиянием времени, он снят с бóльшим уважением к социальным взглядам Базарова – ниспровергателя «устаревших» законов. Фильм 1983 года более прямолинеен и далек от идей самого Тургенева — человека скорее христианского, чем революционно-демократического духа.
Полный текст...
Короткий текст...
|
Критерии | Оценка | Яркость | Описание | Возлюби ближнего своего | 1 | 1 | | Общественное выше личного | 1 | 0.9 | | Семейные ценности | 1 | 1 | | Превосходство духовного над материальным | 1 | 1 | |
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”
|
|
|