|
|
|
| Воевода (Сон на Волге) ( первая редакция)
Драма Островского «Воевода» мало известна современному зрителю: ее сценическая судьба в ХХ и ХХI веке сложилась несчастливо. Во-первых, содержание пьесы мало отвечало запросам советского государства, во-вторых, спектакли по пьесам в стихах во все времена требовали душевного труда и значительной культуры от зрителей. Это снижало привлекательность зрелища для определенной части театральной публики.
Однако чтение этой пьесы и сегодня доставляет большое удовольствие любителям литературы. Поэтическая ткань драмы содержит сокровища народной мудрости и ярчайшие фольклорные элементы. Неслучайно, прочтя эту пьесу, И. С. Тургенев писал: «А „Воевода“ Островского меня привел в умиление. Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него! <...> Какая местами пахучая, как… русская роща… поэзия!»
|
| Лоевская Лариса Владимировна Воевода (Сон на Волге)
Помимо сказанного, и сюжет пьесы не позволяет человеку, взявшемуся за ее чтение, отложить книгу в сторону. Основана она на подлинных документах. Историческую точность текста засвидетельствовал в одном из своих писем великий русский историк Н. И. Костомаров. Действие драмы происходит в ХVII веке в волжском городе. В нем творит произвол воевода Нечай Шалыгин. Страсть Шалыгина к деньгам, а также его женолюбие известны всему городу. Многих посадских заставил он покинуть город, вымогая пытками у них нажитое добро и похищая их жен. Среди таких беглых оказался и один из центральных героев пьесы Роман Дубровин, чья вина состояла только в том, что он жил в достатке и имел любящую красавицу-жену, за что и был пытан, вконец разорен и лишен семьи. Он возглавил шайку благородных разбойников, чинивших в свою очередь суд над теми, кто творил несправедливость.
Помимо сказанного, и сюжет пьесы не позволяет человеку, взявшемуся за ее чтение, отложить книгу в сторону. Основана она на подлинных документах. Историческую точность текста засвидетельствовал в одном из своих писем великий русский историк Н. И. Костомаров. Действие драмы происходит в ХVII веке в волжском городе. В нем творит произвол воевода Нечай Шалыгин. Страсть Шалыгина к деньгам, а также его женолюбие известны всему городу. Многих посадских заставил он покинуть город, вымогая пытками у них нажитое добро и похищая их жен. Среди таких беглых оказался и один из центральных героев пьесы Роман Дубровин, чья вина состояла только в том, что он жил в достатке и имел любящую красавицу-жену, за что и был пытан, вконец разорен и лишен семьи. Он возглавил шайку благородных разбойников, чинивших в свою очередь суд над теми, кто творил несправедливость.
В сложной ситуации оказался и главный герой пьесы, богатый дворянин Степан Бастрюков, у которого воевода насильно отнял невесту. Отец Бастрюкова отправился с челобитной в Москву, а Степан, сблизившись с Романом Дубровиным, задумал похитить свою невесту во время двухдневного отсутствия Шалыгина. В свою очередь и Роман Дубровин под влиянием разговора со старцем-отшельником и с его благословения решил порвать с вольной жизнью, отбить свою жену у воеводы и снова поселиться в городе, если найдутся за него поручители, на что давал ему право новый царский указ. Степан Бастрюков и Роман Дубровин составляют хитроумный план…
Хотя «Нечай Шалыгин из „Воеводы“ оказывается пращуром современных казнокрадов и взяточников», по мнению одного из литературных критиков, однако основная тема пьесы носит отнюдь не социальный характер. Главное в ней, на наш взгляд, это тема покаяния. Мы видим страшные душевные муки Шалыгина, понимающего, что все, что он творит, — чудовищное беззаконие, за которое он понесет наказание в вечности. Но верное понимание творимого им и душевные страдания не приводят Шалыгина к изменению жизни: страсти в нем в конечном счете побеждают. И именно это губит его. Тогда как истинное покаяние Романа Дубровина, засвидетельствованное и благословленное старцем-отшельником, состоит в готовности изменить свою жизнь и расстаться со всем тем, что было им добыто не совсем праведным путем.
Конечно, сказанным далеко не исчерпывается смысл прекрасной пьесы великого русского драматурга, в ней находится место еще и для много другого – например, для любви, для супружеской верности, не испугавшейся пыток, и даже для подлинной святости…
Полный текст...
Короткий текст...
|
Критерии | Оценка | Яркость | Описание | Возлюби ближнего своего | 1 | 1 | | Общественное выше личного | 1 | 1 | | Семейные ценности | 1 | 1 | | Превосходство духовного над материальным | 1 | 1 | |
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”
|
|
|