В киноленте почти нет профессиональных актеров. Детей играют, конечно же, непрофессионалы: дети с судьбой, подобной судьбе героев фильма. Поэтому эта лента почти документально правдива, безыскусна и очень убедительна. Подростки попадают в сотни непредсказуемых, а порой и опасных ситуаций, к тому же они сами провоцируют не менее опасные ситуации. Между ними иногда складываются довольно жесткие отношения — с предательством и насилием. Но вопреки всему на протяжении фильма в их юных душах что-то неуловимо меняется.
В киноленте почти нет профессиональных актеров. Детей играют, конечно же, непрофессионалы: дети с судьбой, подобной судьбе героев фильма. Поэтому эта лента почти документально правдива, безыскусна и очень убедительна. Подростки попадают в сотни непредсказуемых, а порой и опасных ситуаций, к тому же они сами провоцируют не менее опасные ситуации. Между ними иногда складываются довольно жесткие отношения — с предательством и насилием. Но вопреки всему на протяжении фильма в их юных душах что-то неуловимо меняется.
Во время кризиса – отвратительного бунта в лагере – происходит не разрушение родившегося здесь союза, а разрешение тлеющего конфликта. Оказывается, лагерь, новые друзья и сам Паша стали необходимы этим подросткам.
Что же смогло повлиять на них? Труд, дух товарищества, прекрасное живописное место, появление спортивных и музыкальных интересов, дисциплина? И то, и другое, и третье… И все-таки, прежде всего удивительная человеческая личность: в лице Паши они обрели не просто руководителя, а почти отца. Он не ласкает их, не потакает им, иногда даже с трудом прощает их, он часто строг, но при этом предельно справедлив к ним. Паша не бывает так бессмысленно жесток и недоверчив, как его коллега – профессиональный педагог Олег.
Павел Антонов бьется за каждую неокрепшую душу, как бился бы за нее настоящий отец, и до последнего предела верит в юного человека, не отступая от него, не теряя надежды на то, что тот встанет на ноги и обретет наконец почву под ногами. Паша не равнодушен ни к одному из них, поддерживает всякого в трудную минуту, спешит исцелить душевные раны, облегчить ношу, дать вовремя отдых, порадовать вниманием и сюрпризом…
Антонов равнодушен и невнимателен только к одному человеку – к самому себе. Поэтому его неспособны сломить самые страшные неудачи. Именно в момент кажущейся безнадежности, когда все вокруг разворочено бессмысленным бунтом, а сам он обрушивается с искренним и нескрываемым гневом на своих подопечных, они неожиданно принимают этот гнев, как справедливый и отеческий. Подростки не спешат ответить на него грубостью, а загораются желанием все в лагере исправить, восстановить, продолжить… Потому что понимают — Пашей даже в гневе движет не долг, не педагогическое умение, а горящая в его сердце любовь, которая не позволяет ему никого из детей отдать на растерзание злу, живущего вне и внутри человека.
И Пашина самоотверженность и ненадуманная, простая любовь побеждают. В финале, когда он, как всегда, не раздумывая, бросается на станцию, чтобы остановить сбежавшего ребенка, который задумал отомстить родному отцу за сестру, за Пашей постепенно бросаются все его подопечные. Теперь и они знают, что в беде человека оставлять нельзя, теперь и в их сердцах начинает брезжить огонек этой непонятной, неосознаваемой, но бесценной для человеческой души любви.