|
|
|
| Старшая сестра
Рейтинг | 1 "Потратьте свое время, не пожалеете!!!" | Дата выхода | 1966 | Страна | СССР | Жанр | Мелодрама |
|
Есть фильмы хорошие и плохие, увлекательные и требующие терпеливого просмотра, умные и пустые, но есть и те, которые нельзя поставить в один ряд ни с какими другими. Они находятся на вершине, разделить которую с ними никакой, даже самый прекрасный, фильм не может. Такие фильмы принято называть шедеврами. И именно к ним относится киноповесть «Старшая сестра». Здесь прекрасно все: литературная основа – психологически-тонкая драма Александра Володина, ансамбль блистательных актеров, подробная, вдумчивая и талантливая режиссура.
Зритель следит за происходящим на экране, затаив дыхание, тут каждый сюжетный поворот захватывающе интересен, каждое слово важно, а еще важнее оказывается взгляд, жест, настроение, хотя в фильме нет ни исключительных событий, ни приключений, ни особенно острой любовной коллизии. Просто внешняя жизнь героев свидетельствует о душевном напряжении, с которым они живут, об их умении наблюдать за собой, об их непреодолимой потребности состояться в самом важном, внутреннем, а не просто существовать, плывя по течению.
|
| Лоевская Лариса Владимировна Старшая сестра
Главные героини фильма, сестры Надя и Лида, — бывшие детдомовки. Их нашел, забрал из детдома и помог им встать на ноги родной дядя. Лида по совету старшей сестры поступает в театральный институт, но проваливается на первом же туре. Надя идет к экзаменаторам, чтобы заступиться за сестру, и приводит комиссию в трепет своим чтением… статьи Белинского о театре как храме искусства. И все-таки Наде приходится пожертвовать своей любовью к театру и исключительным талантом, чтобы дать возможность получить высшее образование младшей сестре. А через несколько лет Лида своей неустроенностью и любовью к женатому мужчине причинит Наде боль, смешанную с чувством вины. Но как бы ни развивался этот напряженный сюжет, самое главное в нем то, что Надя и Лида всегда есть друг у друга, между ними протянута тонкая нить понимания, и помешать этому ничто не может. Они обе черпают силы для жизни в этой взаимной и порой жертвенной любви.
Главные героини фильма, сестры Надя и Лида, — бывшие детдомовки. Их нашел, забрал из детдома и помог им встать на ноги родной дядя. Лида по совету старшей сестры поступает в театральный институт, но проваливается на первом же туре. Надя идет к экзаменаторам, чтобы заступиться за сестру, и приводит комиссию в трепет своим чтением… статьи Белинского о театре как храме искусства. И все-таки Наде приходится пожертвовать своей любовью к театру и исключительным талантом, чтобы дать возможность получить высшее образование младшей сестре. А через несколько лет Лида своей неустроенностью и любовью к женатому мужчине причинит Наде боль, смешанную с чувством вины. Но как бы ни развивался этот напряженный сюжет, самое главное в нем то, что Надя и Лида всегда есть друг у друга, между ними протянута тонкая нить понимания, и помешать этому ничто не может. Они обе черпают силы для жизни в этой взаимной и порой жертвенной любви.
Нам становится жаль, что театр сегодня уже не считает нужным быть «храмом искусства». Он зачастую фотографически точно перемещает на сцену из жизни все самое отвратительное и разрушающее. А ведь когда-то воскресный поход в театр Нади и Лиды душевно поддерживал девочек-сирот, не имеющих в детдоме других утешений. «Пусть сегодня все не очень радостно, — думали они, — но будет воскресенье, зажжется свет рампы, и они погрузятся в чудесную жизнь, увидят прекрасных людей…» Сестрам было знакомо чудо искусства, преображающее человека. И Надя решает вопреки всему, пусть с опозданием, но стать актрисой…
Пересказать все смыслы этого фильма просто невозможно, ведь мы имеем дело с настоящим художественным явлением — многоплановым, сложным, изящным. Фильм говорит о цене житейской мудрости, которая, как оказывается, не может соперничать с мудростью живого нравственного чувства. Он рассказывает нам о глубокой потребности, заложенной в человеке, служить чему-то большему, чем он сам, и о том, что же это за служение. Фильм говорит о сложности и не одномерности жизни, о ее понимании, которое достается дорогой ценой. И все-таки авторы фильма оставляют за человеком право самому пройти путь ошибок и их исправлений. Они не разрешают нам скоропалительно судить о людях. По словам Нади, мы можем только поверхностно оценить: хорош тот или иной человек или плох, но никогда не узнаем, каков он на самом деле.
Зритель чувствует глубокую заинтересованность, внутреннюю причастность ко всему происходящему на экране и поэтому не может не подпасть под обаяние человечности, мудрости и теплоты этой киноленты. Фильм действительно несет на себе отпечаток «храмовости» искусства. Он таинственными путями, мягко и ненавязчиво делает душу внимательного зрителя чуть-чуть светлее и чище, чем она была за час до просмотра.
Полный текст...
Короткий текст...
|
Критерии | Оценка | Яркость | Описание | Возлюби ближнего своего | 1 | 1 | | Семейные ценности | 1 | 1 | | Превосходство духовного над материальным | 1 | 1 | |
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”
|
|
|