|
|
|
| Тюлевая баба
Рейтинг | 0.95 "Потратьте свое время, не пожалеете!!!" | Дата выхода | 1861 | Страна | Российская империя | Жанр | Сатира, Повесть |
|
В творчестве Марко Вовчка — Марии Александровны Вилинской-Маркович, писавшей под этим псевдонимом, — сатирическая повесть «Тюлевая баба» занимает особое место. Содержание этой повести отмечено не социальным пафосом, как правило свойственным писательнице, а точным изображением зарождения и развития мелкой греховной страсти и констатацией ее гибельных последствий. Эта повесть может стать прекрасной иллюстрацией к святоотеческому учению о развитии всякого греховного влечения: прилоге, сочетании, сложении и наконец пленении страстью…
Отличная хозяйка, помещица Анна Федоровна Журбовская была набожной, «обходительной и ласковой старушкой». После смерти дочери и зятя, она воспитывала в своем имении внучку, да еще утешалась посещениями своего юного сироты-племянника Алексея, часто наведывавшегося к ней. Справившись с горем, Анна Федоровна снова стала весела и покойна. Она была любима близкими, уважаема в городе, славилась как непревзойденная кулинарка. Ее пасхальные бабы и полосатые кремы заставляли всех видевших и вкушавших их долго о себе вспоминать.
|
| Лоевская Лариса Владимировна Тюлевая баба
Но вот племянник Анны Федоровны Алексей начал часто исчезать из своего имения. С чувством удовлетворения узнает любящая Анна Федоровна, что у него появилась красавица-невеста из прекрасного дворянского рода. Ничто не омрачало предстоящей радости до той злополучной минуты, в которую некий гость с известной долей сарказма сообщил Анне Федоровне, что ее будущая родственница будет ей соперницей в кулинарном искусстве. Поначалу читатель не может поверить, что столь незначительная причина может вызвать такие серьезные последствия. Однако Анна Федоровна встретила доверчивую девушку уже не с обычным своим радушием, а с недоумением, смущением и тайным страхом осрамиться перед ней в качестве хозяйки. Счастливые новобрачные, Алексей и горячо любимая им жена Глаша, долгое время не понимают причины холодности дорогой тетушки, всячески стараются ублажить, улестить и обрадовать ее. Но все их усилия оказываются тщетными.
Но вот племянник Анны Федоровны Алексей начал часто исчезать из своего имения. С чувством удовлетворения узнает любящая Анна Федоровна, что у него появилась красавица-невеста из прекрасного дворянского рода. Ничто не омрачало предстоящей радости до той злополучной минуты, в которую некий гость с известной долей сарказма сообщил Анне Федоровне, что ее будущая родственница будет ей соперницей в кулинарном искусстве. Поначалу читатель не может поверить, что столь незначительная причина может вызвать такие серьезные последствия. Однако Анна Федоровна встретила доверчивую девушку уже не с обычным своим радушием, а с недоумением, смущением и тайным страхом осрамиться перед ней в качестве хозяйки. Счастливые новобрачные, Алексей и горячо любимая им жена Глаша, долгое время не понимают причины холодности дорогой тетушки, всячески стараются ублажить, улестить и обрадовать ее. Но все их усилия оказываются тщетными.
В один прекрасный день причина недоброжелательности Анны Федоровны становится ясна молодым супругам по милости досужих языков. Ответная неприязнь и чувство соперничества рождается и в этой семье. Скрытая война достигает апогея в дни Светлого Праздника, когда пекутся разнообразные «бабы»…
Умная, яркая, написанная прекрасным языком повесть тонко, без всяких назиданий, обличает свойственное многим людям фарисейство и поверхностное обрядовое благочестие, при котором человек не затрачивает сил на борьбу с собой ради сохранения любви. Свойственная нам страстность, по мысли Вовчок, — писательницы, которая всего лишь следует правде жизни и поэтому неосознанно согласна со святыми отцами, — может проявиться в связи с самыми ничтожными предметами. Однако плоды любой страсти серьезны и погибельны. Это вражда, ненависть и душевное помрачение. В повести неудовлетворенное тщеславие и мстительное чувство приводят даже к страданиям и гибели ни в чем не повинных людей.
Предметом пристальных наблюдений Вовчок является и принятая как норма светская болтливость, а также скороспелость, переменчивость, а иногда и прямая злонамеренность людских суждений. Писательница прослеживает путь рождения светской ложной версии событий, предостерегая нас от доверия слухам и сплетням. Как правило, слухи рождаются из предположений, но принимаются вскоре людьми за истину по причине всеобщего признания. Непростительна для нас внутренняя, человекоугодливая зависимость от чужих разнородных суждений, подталкивающая нас, ищущих доброй славы «у людей, а не у Бога», к разнообразным проявлениям зла. Не случайно и народная мудрость гласит: «На всякий роток не накинешь платок».
В этой талантливой, тонкой сатирической повести мы получаем возможность не теоретически усвоить, а почти зримо проследить за тем, как «страстное желание становится таким сильным, что воля… почти без борьбы, охотно покоряется страсти, которая истощает затем психическую и физическую энергию человека (свт. Феофан Затворник). По прочтении «Тюлевой бабы» нам, скорее всего, захочется от всей души произнести такие живительные слова: «Спаси и сохрани нас от этого, Господи».
Полный текст...
Короткий текст...
|
Критерии | Оценка | Яркость | Описание | Возлюби ближнего своего | 1 | 0.9 | | Семейные ценности | 1 | 1 | | Превосходство духовного над материальным | 1 | 1 | |
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”
|
|
|