|
|
|
| Борис Годунов
Трон, как символ власти, притягивает и искушает. Приносятся жертвы, проливается кровь в надежде на будущее искупление грехов «добрыми» делами для страны, народа, человечества…
«Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8, 31).
Борис Годунов на московском троне. Григорий Отрепьев в личине «самозванца» идет этот трон отбирать. И нет Бога ни с первым, ни со вторым. Об этом бесстрастно (и бесстрашно) скажет летописец Пимен: «Прогневали мы Бога, согрешили…»
Народ, призвав на трон одного, тут же от него отрекается и поднимает бунт во имя другого. Если в начале этой «Комедии о настоящей беде Московского государств» еще звучит вопрос надежды: «О, Боже мой, кто будет нами править?», то в ее финале «Народ безмолвствует», возведя на трон нового тирана.
|
| Санатин Андрей Леонидович Борис Годунов
Поэт ставит вопрос, на который не может быть ответа однозначного. Вопрос о «совести» и «власти», о неминуемом крушении власти «бессовестной».
Опыты современной российской истории только углубляют этот вопрос, не отвечая на него. Хрестоматийное – «живая власть для черни ненавистна» — заостряет сегодня этические проблемы взаимоотношения народа и власти, без деятельного размышления над которыми мы невольно продолжим вслед за Пушкиным – «они любить умеют только мертвых».
Поэт ставит вопрос, на который не может быть ответа однозначного. Вопрос о «совести» и «власти», о неминуемом крушении власти «бессовестной».
Опыты современной российской истории только углубляют этот вопрос, не отвечая на него. Хрестоматийное – «живая власть для черни ненавистна» — заостряет сегодня этические проблемы взаимоотношения народа и власти, без деятельного размышления над которыми мы невольно продолжим вслед за Пушкиным – «они любить умеют только мертвых».
Заговором бояр в Кремлевских палатах начинается «Борис Годунов». Известием о смерти (убийстве) Марии Годуновой и ее сына Федора заканчивается эта историческая хроника на Лобном месте. Поменялась ли политическая география «государства Московского» с конца шестнадцатого века?
И если мы в двадцать первом веке что-то научились понимать в исторической родословной российской власти, то, может быть, пора приблизиться к пониманию ее духовной родословной?
«Нет, нет! Нельзя молиться за царя Ирода – богородица не велит». Это принародно скажет юродивый о Годунове на соборной площади в Москве.
А отец Пимен тихо скажет будущему самозванцу монаху Григорию в своей келье в Чудовом монастыре: «Подумай, сын, ты о царях великих. Кто выше их? Единый Бог…»
Призывая Бога в судьи и участники своих «лютых помышлений» (Исаак Сирский), пытаясь освятить именем Его кровавую тропу к трону, оба претендента идут на грех смертный. Самозванец переходит в католичество, Годунов начинает искать истины в язычестве. И трон (власть) для обоих становится «лобным местом» гибельной пустоты.
« А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». (Рим. 8, 30)
«О, Боже мой, кто будет нами править?» (А. Пушкин).
Полный текст...
Короткий текст...
|
Критерии | Оценка | Яркость | Описание | Общественное выше личного | 1 | 0.9 | | Превосходство духовного над материальным | 1 | 1 | | Правда | 1 | 0.9 | |
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”
|
|
|