Муж – православный, жена – католичка. Но «документальная» история семьи Бердяевых на страницах «тетрадей» Лидии Юдифовны — вне религиозных распрей и сопутствующего ему человеческого отчуждения. Она – о браке, как «великой милости, посланной на земном Пути», о мире, в котором непрерывная духовная работа двоих дополняет друг друга и служит защитой от «мира», где царствуют «жажда власти у одних и рабство других».
Муж – православный, жена – католичка. Но «документальная» история семьи Бердяевых на страницах «тетрадей» Лидии Юдифовны — вне религиозных распрей и сопутствующего ему человеческого отчуждения. Она – о браке, как «великой милости, посланной на земном Пути», о мире, в котором непрерывная духовная работа двоих дополняет друг друга и служит защитой от «мира», где царствуют «жажда власти у одних и рабство других».
« Слава Богу, вокруг нас образовалась атмосфера единения и взаимной помощи». И это не искусственная, «парниковая» среда, но духовный центр, притягивающий множество людей, которых объединяет главное – обостренная чуткость к свершающемуся на их глаз злу по отношению к человеку (приход к власти Гитлера, война в Испании, бесчинства сталинского режима) и понимание необходимости «любить не словом или языком, но делом и истиною». (1-е Ин. 1, 8).
«Для подвига любви мало одного желания, одного сознания, а необходимо всегда помнить, что между мной и ближним есть Третий, нас соединяющий». Действительность, в которой стремительно происходит замена подлинных христианских ценностей знаками «внешнего благочестия», обречена на гибель, если только человек будет «не только верить в Христа, но и жить им».
В январе 1940 года жена философа заносит в свой дневник слова мужа: « Гитлер – это знак того, что человеческая история окончилась, и мы вступаем в мета-историю, где действовать будут уже не люди, а через людей демоны». И делает пометку к этим словам: «Силы зла растут, а силы добра?»
«Шесть тетрадей» Лидии Юдифовны Бердяевой — страстное наблюдение за этим противостоянием и деятельное (не фанатическое, но посильное) соучастие силам «спасения человека».
Но, помимо этого, книга «жены философа» бесконечна жива множеством подробностей ежедневной, не простой, но прекрасной жизни.
Читая Библию, размышляя о жизни святых, она пишет: «… мне кажется, что она состоит из обычных дел, часто совсем простых, обыденных, но все они направлены к одной цели, к Богу, и потому из обыкновенных они превращаются в необыкновенные, а иногда и чудесные».