Встречи с легендарными, уже при жизни, современниками поэта, военными – Ермоловым, Паскевичем, Раевским. «Я не вмешиваюсь в военные суждения…» Поэт слушает и слышит этих людей.
Война на Кавказе, которая (и Пушкин это увидел) не кончится никогда, как бы не менялись тактические замыслы полководцев, и сколько бы крови не пролилось с обеих воюющих сторон.
Встречи с легендарными, уже при жизни, современниками поэта, военными – Ермоловым, Паскевичем, Раевским. «Я не вмешиваюсь в военные суждения…» Поэт слушает и слышит этих людей.
Война на Кавказе, которая (и Пушкин это увидел) не кончится никогда, как бы не менялись тактические замыслы полководцев, и сколько бы крови не пролилось с обеих воюющих сторон.
«Что делать с таковым народом?»
Наверное, в наши дни нет ни одной российской кухни или двора, где не находились бы ответы на этот вопрос. Но, послушайте поэта…
«Есть средство более сильное, более нравственное, более сообразное с просвещением нашего века: проповедание Евангелия… Кавказ ожидает христианских миссионеров…»
А далее – ответ российским кухням и дворам: «… но легче для нашей лености в замену слова живого выливать мертвые буквы и посылать немые книги людям, незнающим памяти».
«Братом дервиша» назовет Александра Пушкина турецкий паша. Наверное, мусульманин увидел в православном поэте тот свет странничества, который живет в каждой подлинной религии, работающей на спасение человека.
«Брат дервиша» встретит в своем путешествии гроб с телом еще одного «русского дервиша» - Александра Грибоедова, убитого в Персии. «… но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…»
Пушкин сам же и опровергнет эти слова, оставив на страницах «Путешествия» одну из самых коротких, но самых ярких и запоминающихся биографий автора «Горя от ума».
Время не властно над духом, занимающегося строительством (собиранием) человека. И паломник, в отличие от туриста, видит иную цель своего путешествия.
Может быть, поэтому мы предпочтем зримую магию пушкинского слова либо глянцевым видам Кавказа «туристического», либо, ежедневно слышимой нами, но непрекращающейся два с лишним века хронике военных действий в его горах.
Не предпочтем. Вчитаемся.