|
|
|
| Сказ о звонаре московском
Рейтинг | 0.8 "Потратьте свое время, не пожалеете" | Дата выхода | 1977 | Страна | СССР | Жанр | Мемуары, Повесть |
|
Повесть «Звонарь» - об уникальном музыканте Константине Сараджеве – была закончена Цветаевой к середине тридцатых годов.
Арест писательницы, десять лет лагерей, пропавшие рукописи…
Через пятьдесят лет она возвращается к утраченной книге и ее герою. Ею движет не желание восстановить рукопись, но необходимость прикосновения (и читательского соприкосновения) к чуду дара, опередившего свое время и оставившего в современниках неизгладимые, сокровенные переживания.
Константин Сараджев, «Котик» — музыкант со сверх абсолютным слухом (в науке эта способность называется «гиперестезией). В одной октаве он слышит 1701 звук. А инструментом, способным передать все это звуковое богатство, он признает только колокол. Так его и называли в среде музыкантов – «колоколист».
|
| Санатин Андрей Леонидович Сказ о звонаре московском
При первой встрече Цветаеву поражает в музыканте его способность слышать не только людей, но и вещи. Она встретилась с человеком, для которого в этом мире звучит все – сахарница, фотография, дом, хлеб… Себя он слышал, как ноту «Ре».
«… не понимаю, как можно жить и не слышать тональности окружающих… В таком – молчанье!»
При первой встрече Цветаеву поражает в музыканте его способность слышать не только людей, но и вещи. Она встретилась с человеком, для которого в этом мире звучит все – сахарница, фотография, дом, хлеб… Себя он слышал, как ноту «Ре».
«… не понимаю, как можно жить и не слышать тональности окружающих… В таком – молчанье!»
Великий поэт (У. Х. Оден), как-то подметил, что существует музыка, которая напрямую позволяет человеку обращаться к Богу. Такую музыку искал и создавал «колоколист» Сараджев, обращаясь (прорываясь) к «спящему» слуху людей.
«Люди будут совершеннее!» Это абсолютная убежденность «звонаря» в том, что звуковое многообразие и богатство Божьего мира станет доступно каждому человеку, позволяет создавать ему «колокольные гармонизации», приближающие слушателей к «пространствам горним». Потрясенные очевидцы, да и сама писательница, вспоминают об ощущениях необыкновенного «подъема», «полета». О приобщении к музыкальной созерцательности, как открытии истин, и очищении пространства звуком.
Гений музыканта пытались исследовать. Но у аппаратуры, которую для этого использовали, не хватало мощностей – слух «звонаря» был богаче. Он и называл его «истинным слухом».
Сараджеву были знакомы все звонницы московских храмов, все их колокола, каждый из которых был для него неповторим по звучанию. Они становились «листьями» его «колокольного дерева» — разрабатываемого им проекта концертной звонницы.
Звонницу эту ему построили в Америке, где он в течение года дал ряд триумфальных концертов и оставил ряд последователей. «…нет пророка в отечестве своем…»
Книга Анастасии Цветаевой ценна интонацией живого, непосредственного свидетельства встречи с человеческим даром и как чудом, и как страданием – «он слышит малейшую фальшь». Дыхание (звучание) этого чуда, как истового служения дару, не может не коснуться читающего, обогащая его мир еще несколькими, ранее неведомыми, звуками истины.
Полный текст...
Короткий текст...
|
Критерии | Оценка | Яркость | Описание | Возлюби ближнего своего | 1 | 0.7 | | Общественное выше личного | 1 | 0.8 | | Превосходство духовного над материальным | 1 | 1 | |
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”
|
|
|