«Он показал мне скрытый до этого от меня мир». Это мир, где веруют, работают, служат любимой женщине и умеют жить с этим миром в ладу. А это уже начало иной родословной.
«И небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих». (Откр. 6, 14)
Апокалипсическое время 30-х, настаивая на «движении», предлагало модели новых «семей». Одна из них называлась «коммуна» — химерическое представление властей о возможности объединения случайных людей в «семью нового типа».
«Он показал мне скрытый до этого от меня мир». Это мир, где веруют, работают, служат любимой женщине и умеют жить с этим миром в ладу. А это уже начало иной родословной.
«И небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих». (Откр. 6, 14)
Апокалипсическое время 30-х, настаивая на «движении», предлагало модели новых «семей». Одна из них называлась «коммуна» — химерическое представление властей о возможности объединения случайных людей в «семью нового типа».
Санька с теткой попадают в этот «рай» (с отчетливыми приметами концлагеря), но Момич «похищает» их оттуда. Спасает свою семью.
Время, не имея покоя веры, пыталось силой обратить верующих в некую туманную «религию светлого будущего». Не имея света, тушило лампады. Не умея строить новых «храмов», предпочитало разрушать старые.
Мальчик, для которого церковь была частью его мира, а после знакомства с Момичем стала частью необходимой, «подглядел и подслушал» — стал очевидцем бессмысленной войны новых властей с маленьким деревенским храмом.
На показательном отречении священника от церкви Санька услышал его слова: «Заблуждался… с Божьей помощью».
Разрушают алтарь, но мальчик спасает уцелевшие головки приалтарных ангелов, и «боженята» становятся членами семьи.
Убивают тетку Егориху, когда она пытается остановить срывание креста с церкви.
Санька припоминает, что Момич «нянчил мертвую тетку», а после похорон поставил блюдо с водой и повесил рушник – «чтобы душа умывалась».
Власть, от беспомощности и оставленности своей, нашла уязвимое место человека – его семью. Дьявольской своей интуицией «бесы власти» нечаянно открыли высокую духовную значимость семьи для каждого ее члена. И, как храмы, стали разрушать семьи.
Овдовевший Момич не мстит. Он уходит в лес, как «в притвор церкви».
Только через двенадцать лет встретится Санька с ним в минских лесах, во время повального и отчаянного отступления наших (преданных) войск. Короткая встреча отца и сына. Такие встречи возвращают силы.
После войны Александр, разыскавший это место, узнал о казни (за связь с партизанами). Максима Евграфовича Момича. Друга и отца.
«Покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2, 18)
О хрупкости человека и о силе, способной защитить эту хрупкость, написана эта книга. Написана человеком подлинно верующим и знающем «из дел своих» твердыню этой веры.