| Нетерпение сердца
Рейтинг | 0.92 "Потратьте свое время, не пожалеете!!!" | Дата выхода | 1938 | Страна | Австрия | Жанр | Классика, Роман |
|
Знаменитый роман Цвейга поражает читателя своим тонким психологизмом и глубоко раскрывает темы истинного и мнимого сострадания, любви, предательства и раскаяния. Историю Антона Гофмиллера, главного героя романа, можно назвать историей душевного взросления. При этом автор не холодно и отстраненно анализирует неоднозначные поступки своих героев, а горячо сопереживает им в их слабостях, любит и понимает каждого.
Бедный офицер австрийской армии Антон Гофмиллер – тщеславный, честолюбивый, мнительный, но мягкий, добрый и чуткий молодой человек – случайно попадает в дом богатого венгерского аристократа Кекешвальфы. Юная дочь Кекешвальфы Эдит, почти девочка, безнадежно больна и не может ходить. Конечно, Эдит влюбляется в Антона, который едва ли не единственный молодой человек в ее окружении, да еще офицер, красивый и статный. Но Антон лишь жалеет ее, как жалеют больного ребенка, хотя за время своих посещений дома Кекешвальфы успел искренне привязаться к девушке.
|
| Синица Екатерина Нетерпение сердца
Разницу между настоящим, «действенным» состраданием и поверхностной «бездейственной» жалостью объясняет самый мудрый герой романа доктор Кондор: «Есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их».
Разницу между настоящим, «действенным» состраданием и поверхностной «бездейственной» жалостью объясняет самый мудрый герой романа доктор Кондор: «Есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их».
Антон посещает Эдит и почти наслаждается своей жалостью к этой девушке, упивается своим мнимым состраданием: он чувствует собственную значимость и необходимость в этом доме. Но его жалость неверно истолковывают и невольно заставляют подарить Эдит надежду на выздоровление и, что гораздо важнее, надежду на счастливую любовь. Антон не может ответить Эдит отказом, но и не может ответить на ее чувства. Поначалу молодой офицер, опьяненный ощущением собственной нужности и всемогущества, дает Эдит и ее отцу опрометчивое обещание любви, жадно наслаждается своим новым положением: «В тот вечер я был Бог», но после, испугавшись насмешек товарищей-офицеров, малодушно убегает, отказываясь от собственной жертвы, отрекаясь от своих слов…
При этом главного героя нельзя безоговорочно осуждать. В своем детском стремлении к подвигу, к чуду самопожертвования он не рассчитал своих сил: жертва из жалости и из самолюбования – напрасная, ненастоящая жертва. Всю степень ответственности за свои действия Антон осознает уже слишком поздно, когда ничего нельзя исправить. Но что важно – Антон действительно понял, в чем состоит главное отличие между жалостью и сострадательной любовью, постиг, что такое «нетерпение сердца» и к чему оно может привести, проник в глубину собственной души и увидел себя таким как есть. Спустя много лет, совершив немало военных подвигов и став кавалером ордена Марии-Терезии, этот человек будет помнить тот важнейший урок, который в молодости преподнесла ему жизнь, будет отвергать ярлык героя и тщательно избегать всеобщего восхищения, глубоко раскаиваясь в своем малодушии: «Ибо я знаю, что своей слабостью, своей жалостью — когда я подал надежду, а затем сбежал — я убил человека…».
Роман учит ответственности за свои поступки, а самое главное – учит различать сострадание мнимое и истинное – понимание которого так близко пониманию христианской любви. Любви действенной, жертвенной, забывающей о себе, милосердной и терпеливой..
Полный текст...
Короткий текст...
|
Критерии | Оценка | Яркость | Описание | Возлюби ближнего своего | 1 | 1 | Роман учит пониманию настоящего сострадания и настоящей жертвенной любви | Семейные ценности | 1 | 0.7 | История Кекешвальфы и его жены, расказанная доктором - прекрасный пример неожиданного понимания человеком ценности любви и семьи. Именно после того, как еврей Кекешвальфа женился, он принял христианство. | Превосходство духовного над материальным | 1 | 0.9 | Герой постоянно стоит перед выбором: престиж (карьера офицера, уважение товарищей) или жертвенное сострадание к больной девушке? | Покаяние | 1 | 1 | Весь роман, расказанный от первого лица, свидетельствует о глубоком раскаянии главного героя и понимании своих ошибок. |
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”
|