|
|
|
| Сивцев вражек
Рейтинг | 0.87 "Потратьте свое время, не пожалеете!!!" | Дата выхода | 1928 | Страна | Франция | Жанр | Классика |
|
Сивцев Вражек, один из старейших московских переулков, возник на месте засыпанного оврага, по дну которого протекала речка. Люди, обустраивая город, извинились перед природой и стали строить дома, чтобы жить в них. Дома, в свою очередь, людьми обустраивались, обживались, превращаясь в маленькие города для его обитателей.
В угловом доме на Сивцевом Вражке, к началу повествования, живет профессор-орнитолог и его внучка Таня, воспитанная в семье деда. По ночам по дому шныряет маленькая мышь, замирая перед роялем, на котором днем Таня занимается музыкой со своим учителем — композитором Эдуардом Львовичем. Весной под карнизом дома устраивает свой дом ласточка, прилетающая из Центральной Африки. К профессору приходят ученики.
|
| Санатин Андрей Леонидович Сивцев вражек
Дом, одухотворенный укладом семьи и делом каждого ее члена, по мысли автора, уже органично включен в систему мира одухотворенного присутствием Бога. «… источник всякого истинного спокойствия и умирения совести… источник силы и бодрости душевной…» (Св. Иоанн Кронштадский).
Дом, одухотворенный укладом семьи и делом каждого ее члена, по мысли автора, уже органично включен в систему мира одухотворенного присутствием Бога. «… источник всякого истинного спокойствия и умирения совести… источник силы и бодрости душевной…» (Св. Иоанн Кронштадский).
Осоргин строит свой роман от рассказа к рассказу, как дом – по кирпичику. Но если в первом рассказе «Орнитолог» сквозь спокойное любование домом и его обитателями предчувствие «иссякания энергии мира» едва слышно, то по мере продвижения к финалу оно начинает уже сменяться картинами мира, в котором происходит подмена основ, питавших его.
В «Дне Воскресения» — «у верующих было на душе пасхально, неверующим весна принесла животную радость».
Это последняя Пасха перед первой мировой войной и революциями, обративших «животную радость» неверующих в воинствующее безбожие, как пропасть хаоса и разрушения.
В двух притчах из жизни животных и насекомых («Война муравьев» и «Обезьяний городок») писатель приходит к выводу, что «насильственных вторжений в мировую эволюцию природа вообще не терпит; она мстит за это и жестоко мстит… и Божий сад становится пустыней».
Подвергается «насильственному вторжению» и угловой дом на Сивцевом Вражке. Меняется мир вокруг его исконных обитателей, но мир этот «пуст, мертв, бессмысленен». Он, возникающий на «прахе лжи и осмелевшего бесчестия», может заставить профессора распродавать свою библиотеку, а его внучку давать концерты за сомнительную пищу. Но не может разрушить подлинно-родового основания их дома – душу семейного уклада, превращающую дом в крепость.
«Нужно не искать пропасть, а лишь знать, что она на пути неизвестна, и не к ней стремиться, а через нее к недостижимому, но манящему». Написавший эти слова Михаил Осоргин, был не нужен новым «хозяевам» России и изгнан за ее пределы, где продолжал писать на прекрасном русском языке, размышляя и утверждая: «Предстояние пропасти – это и есть, по-видимому, самое в нас человеческое, самое высокое и действительно загадочное».
Полный текст...
Короткий текст...
|
Критерии | Оценка | Яркость | Описание | Возлюби ближнего своего | 1 | 0.8 | | Семейные ценности | 1 | 1 | | Превосходство духовного над материальным | 1 | 0.9 | |
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”
|
|
|