|
|
|
| Поликушка
Рейтинг | 0.76 "Потратьте свое время, не пожалеете" | Дата выхода | 1863 | Страна | Российская империя | Жанр | Классика, Драма |
|
С гениальной дотошностью, почти документально воспроизводит Лев Толстой страшные события. Судьбы нескольких людей в этой повести трагически переплетаются — по причине, как считает Толстой, греховной власти денег. Правда, великий писатель из любви к крайностям восстает не только против страсти сребролюбия, но и против самих денег. И делает это вопреки евангельскому признанию их права на существование: «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу» (Мф. 22, 21).
Но в главном Толстой безусловно прав. Чудовищно поведение крестьянина Дутлова, ставшего внезапно обладателем денег, только что стоивших жизни дворовому человеку Поликею, а затем и его маленькому сыну. Страшна на этом фоне радость Дутлова и нежелание выкупить из рекрутчины племянника. Но с совершенством рассказанная Толстым история говорит и о многом другом, не менее важном, чем сребролюбие.
|
| Лоевская Лариса Владимировна Поликушка
Поликушка искренне хотел оправдать доверие барыни и доставить ей деньги. Она, одна из немногих, продолжала надеяться на исправление мелкого воришки и самозванца-коновала Поликея. Но у Поликушки ничего не получилось, деньги он по дороге выронил и найти уже не смог... В отчаянии он покончил с собой. Ровно и правдиво рассказанная Толстым история кажется почти бессмысленно жестокой. Правда, она все-таки смывает налет бесчувствия с нашей души, вызывая нестерпимую жалость к ее героям. И еще, нам, уверенным в своем праве на комфортное существование, оказывается полезным вспомнить, что жизнь большинства людей – это тяжкий крест. Однако эта история, как ни странно, не стала для Льва Толстого поводом к по-настоящему серьезному разговору.
Поликушка искренне хотел оправдать доверие барыни и доставить ей деньги. Она, одна из немногих, продолжала надеяться на исправление мелкого воришки и самозванца-коновала Поликея. Но у Поликушки ничего не получилось, деньги он по дороге выронил и найти уже не смог... В отчаянии он покончил с собой. Ровно и правдиво рассказанная Толстым история кажется почти бессмысленно жестокой. Правда, она все-таки смывает налет бесчувствия с нашей души, вызывая нестерпимую жалость к ее героям. И еще, нам, уверенным в своем праве на комфортное существование, оказывается полезным вспомнить, что жизнь большинства людей – это тяжкий крест. Однако эта история, как ни странно, не стала для Льва Толстого поводом к по-настоящему серьезному разговору.
По воле автора непутевому Поликею не пришло в голову (как в смертный час не придет это в голову и самому Толстому), что можно смириться и принять на себя, пусть на сей раз несправедливый, позор в искупление прежних неблаговидных поступков. Значит, хотел Поликушка, сам того не ведая, не исполнения барской воли и искал не покаяния (хотя Толстой показывает нам его искренние слезы), а только избавления от дурной славы. Получается, что он, хотя его и до слез жалко — жалко ведь и неправых, — действовал из свойственного большинству людей тщеславия и именно поэтому признаться в потере денег не захотел, хотя вскоре ждало его полное оправдание. Деньги были найдены Дутловым и доставлены барыне. Смерть Поликея, смерть его ребенка и сумасшествие жены тем более страшны, что в конечном счете произошли по недоразумению. И совсем не деньги виноваты во всем случившемся, а, как всегда, — неверие и нежелание принять посланное испытание.
У человека, читающего повесть, возникает еще одна мысль – отчаяние и самоубийство тем более греховны, что человек не знает о том, что готовит ему завтрашний день. Если бы растерявшийся, отчаявшийся Поликушка помнил, что над ним действует Промысл Божий, надеялся, что Господь ищет его душевного спасения и даст ему силы все перенести, если бы он сумел предать себя в волю Божию — то есть если бы он по-настоящему верил, — трагедии бы не произошло.
Но все это, видимо, оказалось за пределами интересов великого писателя. Понадобилось еще пятьдесят лет после появления этой повести, чтобы с полной ясностью обнаружилась вера самого Толстого в одну только христианскую этику без подлинной веры в живого и любящего Бога.
Полный текст...
Короткий текст...
|
Критерии | Оценка | Яркость | Описание | Возлюби ближнего своего | 1 | 0.7 | | Превосходство духовного над материальным | 1 | 0.9 | |
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”
|
|
|