|
|
|
| Обмен
Рейтинг | 0.8 "Потратьте свое время, не пожалеете" | Дата выхода | 1969 | Страна | СССР | Жанр | Классика |
|
Дед Виктора Дмитриева — главного действующего лица этой повести — помнит московский Храм Христа Спасителя, помнит и его разрушение. Внук его Виктор рос уже во времена бассейна «Чайка», построенного на месте разрушенного храма. Но писатель следит не за изменениями городского ландшафта, а за переменами (искажениями), происходящими за это время с человеком. Дед говорит внуку, что тот «… человек не скверный… Но и не удивительный».
Заболевает неизлечимо мать Дмитриева, и жена Елена требует от него «обмена» — непростой операции по соединению двух комнат, материнской и их, в одну квартиру. Свое «требование» жена мотивирует по-человечески: забота о матери (свекрови) и будущее их дочери. Супруга хочет «построить» дом. Но почему Дмитриев, деликатно обвиняя ее в «душевной неточности», трезво видит в ней «что-то недочеловеческое»? Потому что понимает подлинные, корыстные мотивы этой «женщины-бульдога», которая, пытаясь устроить «свое» гнездо, готова разорять «чужие».
|
| Санатин Андрей Леонидович Обмен
Текст Трифонова – это репортаж (а иногда и протокол) с мест «бытовых войн», войн незатухающих и обескровливающих ее участников. Быт «времен бассейна» подменяет жизнь, быт диктует условия существования и размечает маршрут движения человека по действительности, «миру». Бытие подлинное – вне этого маршрута, оно мерцает иногда, припоминается, как «удивительность».
Текст Трифонова – это репортаж (а иногда и протокол) с мест «бытовых войн», войн незатухающих и обескровливающих ее участников. Быт «времен бассейна» подменяет жизнь, быт диктует условия существования и размечает маршрут движения человека по действительности, «миру». Бытие подлинное – вне этого маршрута, оно мерцает иногда, припоминается, как «удивительность».
Иногда крадется – Дмитриев, изменив жене, понимает, что встретил «свою» женщину. Что, наконец-то, «его любят», и «… казалось ему, он лишь приобщился к тому состоянию, в котором должны – и будут со временем – всегда находиться люди…» И подмечает писатель в «действующем лице» (никак не герое) своего «репортажа» проблески откровения, когда Дмитриев начинает бормотать, припоминая: «О, Господи, как совершенны дела Твои…»
Но «приступы оптимизма» (так в те годы писатель шифровал понятие «благодати») проходят, и «человек» Трифонова невольно («маршрут») утверждается в своей «падшести», находит возможности оправдать ее, даже в самых низменных ее проявлениях. И тогда самая высокая тоска по утрате подлинных начал начинает носить разрушительный характер. Потому что этот «беспощадный мир» требует войны.
Обмен состоялся, но умирает мать, умирает дед; самого Дмитриева к концу этой «бытовой истории», как человека, становится меньше – «еще не старик, но уже пожилой, с обмякшими щечками дяденька». А на месте дачи, где прошло детство Виктора Дмитриева, построен стадион «Буревестник».
«Репортаж» Трифонова, беспристрастный, яростный, и нежный, полон противления «обмену» (как обману) и строительству «домов», которое не созидает, но разрушает «Дом человеческий». И услышим, прочитав эту книгу: «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте». (Мк. 13. 37).
Полный текст...
Короткий текст...
|
Критерии | Оценка | Яркость | Описание | Возлюби ближнего своего | 1 | 0.8 | | Семейные ценности | 1 | 0.8 | | Превосходство духовного над материальным | 1 | 0.8 | |
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”
|
|
|