|
|
|
| Смерть Иоанна Грозного
Рейтинг | 0.75 "Потратьте свое время, не пожалеете" | Дата выхода | 1866 | Страна | Российская империя | Жанр | Исторический, Драма |
|
«Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть – но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землятресения по местам, и будут глады и смятения. Это начало болезней ». (Мк. 13, 7-9).
Россия, 1584 год. Страна задыхается от внешних войн и истощает свои силы в войнах внутренних; «…кругом и мор, и голод». Страна безвластна: уставший от собственных злодеяний, последнее из которых убийство старшего сына, Иван Грозный бежит из Москвы и готовится принять монашество, предложив боярской Думе выбрать нового царя из своих представителей. Но никто не рискует взять на себя роль «помазанника Божия», и Грозный возвращается на трон, но не для того чтобы остановить «шатания Руси», а еще больше укрепить свою «власть на крови» и «осчастливить» страну абсолютным деспотизмом.
|
| Санатин Андрей Леонидович Смерть Иоанна Грозного
«Душою скотен – разумом растлен…» Это монарх о себе. И еще:
«Мучитель – блудник – церкви оскорбитель –
Долготерпенья божьего пучину
Последним я злодейством истощил!»
Царь кается? Но страшно само «покаяние» Ивана, особенно, когда он (на грани юродства) начинает просить прощения у приближенных. Слепая вера в свою «богоизбранность» не приносит ему желаемого очищения, а только укрепляет его нечеловеческую гордыню и извращенное понимание природы «высшей власти» — «… это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан. 4, 27).
«Душою скотен – разумом растлен…» Это монарх о себе. И еще:
«Мучитель – блудник – церкви оскорбитель –
Долготерпенья божьего пучину
Последним я злодейством истощил!»
Царь кается? Но страшно само «покаяние» Ивана, особенно, когда он (на грани юродства) начинает просить прощения у приближенных. Слепая вера в свою «богоизбранность» не приносит ему желаемого очищения, а только укрепляет его нечеловеческую гордыню и извращенное понимание природы «высшей власти» — «… это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан. 4, 27).
В «российском Вавилоне», построенным Иваном Грозным, Бог живой забыт и «… никто не ищет Бога». (Рим. 3, 11). Царь пытается заменить (подменить) Его. Как пишет апостол: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца». (Рим. 1. 25). «Дарование духовное», столь необходимое справедливой власти, становится «игрищем позорным», где кротость, смирение и добротолюбие превращаются в «личину площадную». В предчувствии смерти Грозный умоляет сына Федора править страной «… с любовию, и с благочестием, и с кротостью…», хотя его собственная «жизнь во власти» стала для этой страны кровавым кошмаром. И, как справедливое возмездие, царя настигает смерть без покаяния и причащения, «… ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою». (Рим. 1., 18).
«Смерть Иоанна Грозного» — история, пугающе актуальная, потому что в ней власть исследуется как самовластье, забывающее (а иногда и уничтожающее) понятия морали, духовности и ответственности за жизнь человеческую.
«Это начало болезней» и если не очищать эти начала, то «будут глады и смятения». Смута.
Полный текст...
Короткий текст...
|
Критерии | Оценка | Яркость | Описание | Возлюби ближнего своего | 1 | 0.7 | | Общественное выше личного | 1 | 0.8 | | Превосходство духовного над материальным | 1 | 0.8 | |
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”
|
|
|