|
|
|
| Тени
Рейтинг | 0.85 "Потратьте свое время, не пожалеете!!!" | Дата выхода | 1890 | Страна | Российская империя | Жанр | Классика, Драма |
|
Маленькая повесть Короленко «Тени» — это историческая фантазия, главный герой которой, греческий философ Сократ, жил за четыре столетия до рождества Христова.
Судьи выносят смертный приговор этому «нечестивому» философу за то, что он не признает прежних богов и вводит новых. Но правдолюбец Сократ всего лишь слушается голоса совести, охраняющей его от недостойных поступков. Именно она — его руководитель и главное мерило всех его действий. О подобных ему людях апостол Павел скажет: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то они сами себе закон» (Рим. 2, 14). Несправедливо осужденный Сократ отказывается бежать из тюрьмы, чтобы не воздать злом за зло и не стать действительно преступником отечественных законов и обычаев. В окружении учеников он спокойно выпивает чашу с цикутой, ядом, дарующим безболезненную смерть, — философ всегда стремился к идеальному бытию.
|
| Лоевская Лариса Владимировна Тени
Безвременная кончина бескорыстного и мудрого учителя вызывает глубокую скорбь у его учеников. Сказано: «Хочешь быть любимым – люби сам»: Сократ не только учил о превосходстве духовной любви, но и умел так любить – и многие ученики отвечали ему тем же. Теперь один из них, Ктезипп, в отчаянии бродит в окрестностях Афин с невольной мольбой к неведомым силам — он просит их либо открыть ему тайну смерти Сократа, либо дать «его неведению бесстрастие». И мольба его услышана, Ктезипп оказывается среди мрачной, лишенной земных звуков пустыни и становится свидетелем посмертного пути своего наставника. Вместе с ним стать такими свидетелями автор приглашает и нас.
Безвременная кончина бескорыстного и мудрого учителя вызывает глубокую скорбь у его учеников. Сказано: «Хочешь быть любимым – люби сам»: Сократ не только учил о превосходстве духовной любви, но и умел так любить – и многие ученики отвечали ему тем же. Теперь один из них, Ктезипп, в отчаянии бродит в окрестностях Афин с невольной мольбой к неведомым силам — он просит их либо открыть ему тайну смерти Сократа, либо дать «его неведению бесстрастие». И мольба его услышана, Ктезипп оказывается среди мрачной, лишенной земных звуков пустыни и становится свидетелем посмертного пути своего наставника. Вместе с ним стать такими свидетелями автор приглашает и нас.
Впрочем, Сократ всегда был убежден, что «никто не должен насильно навязывать свое общество другим». Но если мы пожелаем этого общества, то услышим блестящие посмертные диалоги Сократа с богатым афинским кожевником, умершим за три дня до него. Мы увидим в действии сократическое мастерство вопросов и ответов, приводящих к выяснению сути явления через отвержение ложных идей. Мудрый философ не возносится над своим неопытным собеседником, а разговаривает с ним как равный, так же как прежде делал это со своими учениками. Вся жизнь Сократа предстает перед нами как непрерывный поиск вечной истины, которая познается через приобщение к ней тяжким путем внутреннего самосовершенствования. Философ сравнивает себя с человеком, похищенным в раннем детстве у отца и увезенным с родины, поиску которых он посвятил всю жизнь. Не зная, кто его неведомый отец, он угадывал, каков он, по тем благим признакам родства, которые слышал в своей душе. Совесть и жажда добродетели были его путеводителями. «Ты тронул своим лучом мою грязную душу, — говорит жаждущий Бога Сократ, — и она устремилась к Тебе, неведомый, чье имя – Тайна. Я искал тебя, потому что Ты в истине, я стремился к Тебе, потому что Ты в справедливости, я любил Тебя, потому что Ты в любви»
Последний диалог Сократа на пути к вечности происходит с главой теней богов – Кронидом, грозно обвиняющем Сократа в том, что тот погрузил олимпийцев в сумерки людского сомнения. Но ни Кронид, ни его мрачная свита не в силах задержать философа, который уже видит свет на открывшейся ему горной вершине и молит принять его жгучие искания, его трудную жизнь и вольную смерть как единую молитву к неведомому и бесконечному источнику жизни. «Расступись же, мрачный туман, — восклицает Сократ, — я иду своею дорогой к Тому, Кого искал всю мою жизнь». И в могучем устремлении философ, опередивший свое время с его ложными верованиями и приоткрывший дорогу к грядущей вере, достигает светлой вершины. Возможно, именно благодаря Сократу и его последователям апостол Павел через несколько столетий сможет сказать, обращаясь к их соотечественникам: «Афиняне, по всему вижу я, что вы как-то особенно набожны… я нашел жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17, 22-23).
Полный текст...
Короткий текст...
|
Критерии | Оценка | Яркость | Описание | Возлюби ближнего своего | 1 | 0.8 | | Общественное выше личного | 1 | 0.9 | | Правда | 1 | 0.9 | |
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”
|
|
|