В «новом организме» грядущий хам» (по выражению Д. Мережковского) обретает все приметы человека «нового типа», и становится хозяином в доме, который был для ученого и мастерской, и храмом. Рушится духовный уклад дома и его обитателей.
В «новом организме» «грядущий хам» (по выражению Д. Мережковского) обретает все приметы человека «нового типа», и становится хозяином в доме, который был для ученого и мастерской, и храмом. Рушится духовный уклад дома и его обитателей.
Мир, охваченный лихорадкой ложной веры в искусственное изменение человека, впадает во зло. Человек (образ Божий) изгоняется из человека (или уничтожается), и место его занимает «личина коллектива».
«Разруха в головах» — ставит диагноз этой эпидемии профессор. Лозунги заменяют речь, хоровое пение – церковные службы, митинги и собрания – живое общение.
Но повесть Булгакова, в первую очередь, не сатирическое обличение новой власти и ее «морали»; она – рассказ о наказании, которое понес талантливый ученый, взяв на себя функцию Творца. «Воскресив» ничтожество в теле животного, он впустил в свой дом порождение безбожного мира со всеми его пороками и нравственным хаосом.
Шарик становится Шариковым, а, по существу, — пустотой, вобравшей в себя худшее и от собаки, и человека.
Ученый беседуя со своим учеником, доктором Борменталем, утверждает: «…на преступление не идти никогда, против кого бы оно не было направлено». Но… «…значит, нужно покорно учиться».
И профессор, сын протоирея, приходит к мысли о возможности искупления своего греха неправедного эксперимента. Он делает еще одну операцию. Шариков вновь становится собакой, со своим собачьим, полным любви и преданности хозяину, сердцем.
И Дух Божий возвращается в мир нарушенной гармонии, и она начинает восстанавливаться. Учитель, ученик, собака – им предстоит смиренная работа по обретению душевного покоя.