|
|
|
| Дядюшкин сон
Рейтинг | 0.75 "Потратьте свое время, не пожалеете" | Дата выхода | 1859 | Страна | Российская империя | Жанр | Классика, Драма |
|
«Не смешивай человека – этот образ Божий – со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное его несчастие, болезнь, мечта бесовская, но существо его – образ Божий – все-таки в нем остается». (Св. Иоанн Кронштадский).
В летописи города Мордасово, где и происходят основные события этой истории, особо отмечена характерная черта его «лучших» обитателей – неистребимая тяга к скандалу. «Маленький необходименький скандальчик…» дает мордасовцам ощущение «жизни» и диктует ее формы.
«…тьмою, тьмою горькою и лукавою, облек он душу свою…» (Св. Макарий Великий). «Тьма» эта – череда визитов, чаепитий, обедов и бесконечных сплетен и пересудов.
Правит этим балаганом Марья Москалева. Ей мало абсолютной власти в собственной семье и непререкаемого авторитета у мордасовской «элиты» - она мечтает о высшем, столичном свете, куда и собирается проникнуть с помощью князя К.
|
| Санатин Андрей Леонидович Дядюшкин сон
В Мордасово князь попадает волей случая, по пути совсем в другое место. Но… карета его переворачивается, и князь оказывается в доме (паутине) Москалевой. Этот «вполовину умерший и поддельный человек» невольно для себя заводит механизм мордасовских интриг. «Мертвец на пружинах», до кукольности накрашенный, теряющий память, он, тем не менее – выгодный жених. Готовый «муж-марионетка» со связями и деньгами.
В Мордасово князь попадает волей случая, по пути совсем в другое место. Но… карета его переворачивается, и князь оказывается в доме (паутине) Москалевой. Этот «вполовину умерший и поддельный человек» невольно для себя заводит механизм мордасовских интриг. «Мертвец на пружинах», до кукольности накрашенный, теряющий память, он, тем не менее – выгодный жених. Готовый «муж-марионетка» со связями и деньгами.
Москалева принуждает свою дочь Зинаиду к браку с князем. Она страшна и многолика, эта «мать», соблазняющая единственную дочь несомненными выгодами будущего «рая». Здесь «тление внешнего человека» (2 Кор. 4, 16) доведено до предела и в ход пущено все – от Нагорной проповеди до «революционного» обличения растлевающей атмосферы провинциального городка. Дочь, убежденная в том, что «ужасно поклясться перед алтарем Божиим в любви к тому, кого не можешь любить» в ответ получает от матери проповедь о вседозволенности ради исполнения ее «подлинного христианского долга» - спасения души князя.
«… и в душу – эту прекрасную тварь,- облекся лукавый». (Св. Макарий Великий). Подвыпивший князь делает Зинаиде предложение, но обиженные мордасовцы убеждают его, что это был лишь сон, и он верит.
Помолвка обращается площадным скандалом с взаимными обвинениями, который останавливает Зинаида («… я задохнусь от этого смрада»). Она разоблачает мать перед мордасовским «обществом», не скрывая и своего участия в «охоте» на князя. Она неистова в своем покаянии, очистительная сила которого останавливает на время механизм «мордасовского балагана» и верится, что «… зло есть только случайное его (человека) несчастие, болезнь, мечта бесовская…».
Князь К. умирает в городе Мордасов.
Но куда же он ехал?
В Светозарскую пустынь, к иеромонаху Мисаилу.
Зачем?
Может быть, пройдя все искушения этого мира, «истлев» в нем, человек бежит из него в надежде на обновление сокровенное? «Мир» цепок и безжалостен к человеку, «…но существо его – образ Божий – все-таки в нем остается», несмотря на все «мордасовские» соблазны и капканы.
Полный текст...
Короткий текст...
|
Критерии | Оценка | Яркость | Описание | Возлюби ближнего своего | 1 | 0.7 | | Превосходство духовного над материальным | 1 | 0.8 | | Покаяние | 1 | 0.8 | |
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”
|
|
|