|
|
|
| Посадник
Рейтинг | 0.82 "Потратьте свое время, не пожалеете!!!" | Дата выхода | 1871 | Страна | Российская империя | Жанр | Исторический, Драма |
|
Вольный город Великий Новгород осажден суздальцами. В Новгороде, которым правит народное вече, главные люди – воевода и посадник. Но воевода хочет сдать город суздальцам, то есть отнять права у вече, постановления которого имеют силу закона, и передать правление суздальскому князю, чтобы заслужить его благодарность. У такой позиции есть сторонники: княжеская власть выгодна для торговли. Но новгородское самоуправление имеет множество приверженцев во главе со старым, строгим и милосердным посадником — боярином Глебом Миронычем.
На вече воеводу решено сменить и продолжить борьбу с захватчиками. Новый избранный воевода, боярин Чермный, в пользу которого от воеводства отказался посадник Глеб Мироныч, «силен в ратном деле». Но Чермный молод и имеет греховную страсть. В доме его вне закона живет бывшая суздальская горожанка Наталья, некогда пришедшая в Новгород на заработки.
|
| Лоевская Лариса Владимировна Посадник
Устраненный воевода, мастерски имитирующий благочестие, всеми правдами и неправдами ищет способа вернуть свою власть. Повод для этого находится. У нового воеводы Чермного пропадают ключи от потайного монастырского хода. По этому ходу внезапно прорывается отряд суздальцев, который пытается поджечь город. Ключи эти тайно похитила у нового воеводы Наталья, несмотря на искреннюю привязанность к нему. Она устрашилась проклятий брата-суздальца: он требовал спасти его, угрожал ей вечными муками и обличил ее в бесчестном сожительстве, позорящем семью. Двусмысленное положение, в котором находится Наталья (никто не посмел бы ждать от нее измены законному мужу), и ее непокойная совесть принуждают ее совершить предательство. В смятении она не способна разобраться, в чем состоит ее долг, ей приходится выбирать между двух зол, — как известно, всё, что начинается грехом, заканчивается скорбью…
Устраненный воевода, мастерски имитирующий благочестие, всеми правдами и неправдами ищет способа вернуть свою власть. Повод для этого находится. У нового воеводы Чермного пропадают ключи от потайного монастырского хода. По этому ходу внезапно прорывается отряд суздальцев, который пытается поджечь город. Ключи эти тайно похитила у нового воеводы Наталья, несмотря на искреннюю привязанность к нему. Она устрашилась проклятий брата-суздальца: он требовал спасти его, угрожал ей вечными муками и обличил ее в бесчестном сожительстве, позорящем семью. Двусмысленное положение, в котором находится Наталья (никто не посмел бы ждать от нее измены законному мужу), и ее непокойная совесть принуждают ее совершить предательство. В смятении она не способна разобраться, в чем состоит ее долг, ей приходится выбирать между двух зол, — как известно, всё, что начинается грехом, заканчивается скорбью…
Теперь народное вече обвиняет в измене Чермного. Времени на установление истины нет: враги вот-вот начнут приступ. В этот драматический момент, посадник Глеб Мироныч, который никогда не зависел от изменчивых людских оценок, решает принять вину на себя. Он делает это с единственной целью – не лишить войско своего воеводы: только Чермный может спасти город от захвата, насилия и разграбления. Посадник всегда честно служил правде, Богу и Новгороду. И вот теперь он должен потерять вместе с жизнью свое незапятнанное имя. «На миру и смерть красна», — говорит пословица, но этого утешения старый посадник лишен. Мир его осудил. Глеб Мироныч, который всегда «хотел не слыть, а быть», с сознанием своей высшей правоты, следуя за Христом, принимает на себя бесчестье.
А. К. Толстой считал эту свою работу незаконченной, однако в существующем варианте чувствуется сюжетная и смысловая завершенность, поэтому пьеса много раз ставилась в театре. На протяжении трех действий мы наблюдаем за тем, с какой легкостью меняется народное мнение, как оно импульсивно. Им ловко манипулируют корыстные люди, фарисейски владеющие благородной фразой. Честный посадник осужден тем самым вече и в результате того самого самоуправления, которому служил верой и правдой. Он и после приговора продолжает считать святыми законы Новгорода. Однако читателю и зрителю становится очевидным несовершенство всякого земного общественного устроения и человеческого суда: Царство Божие не от мира сего. Народное вече в память о прошлых заслугах посадника сохраняет ему жизнь, однако приговаривает своего спасителя к позорному изгнанию. Воевода Чермный, понимая смысл подвига старого посадника, не может принять такой жертвы. И все-таки цель этой жертвы достигнута – Чермный, получив известие о наступлении врага, оставляет вечевую площадь и бросается на городской вал, чтобы возглавить новгородцев, защищающих город. У осужденного Глеба Мироныча хватает душевного величия поклониться господину Великому Новгороду и поблагодарить его за милостивый суд.
Полный текст...
Короткий текст...
|
Критерии | Оценка | Яркость | Описание | Возлюби ближнего своего | 1 | 0.8 | | Общественное выше личного | 1 | 1 | | Превосходство духовного над материальным | 1 | 0.7 | |
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”
|
|
|