|
|
|
| Зеркало
Мне не хотелось писать об этом фильме: для этого я его слишком люблю. Да и невозможно вместить в слова смыслы, передаваемые мощным, непосредственным киноязыком. Тарковский умел психологически точно воспроизводить душевные состояния внеречевыми кинематографическими средствами. Мне не хотелось препарировать свои острые, почти мучительные впечатления. И все-таки я написала, мне кажется, нужно, чтобы фильм смотрели. Конечно же, получилось бледно.
В автобиографическом «Зеркале» отражается внутренний человек, который соткан из чувств, состояний, воспоминаний, ассоциаций, из отношения к своему времени… Герой фильма довольно эгоистичен, его любовь бессильна, как и его желание быть счастливым. Но им владеет глубокая жалость к двум главным женщинам в его жизни —матери и жене. Глазами этой всепоглощающей жалости рассматривает он свое настоящее и прошлое. И плодом этого рассмотрения оказывается чувство собственной несостоятельности, вины и неизбывного долга (как ни странно, по Тарковскому, человеческая состоятельность меньше всего связана с внешним успехом).
|
| Лоевская Лариса Владимировна Зеркало
Сердце этого человека живо. Он привязан и к жене, и к отцу, и к оставленной отцом матери. Перед его мысленным взором проходят события частной и общенародной жизни, тяжелым грузом легшие на материнские плечи. Однако истинную меру страданиям матери знают только его сны. В них мать оказывается в центре разрушительного потока воды, вскрывающего потолок и растворяющего стены ее дома.
Сердце этого человека живо. Он привязан и к жене, и к отцу, и к оставленной отцом матери. Перед его мысленным взором проходят события частной и общенародной жизни, тяжелым грузом легшие на материнские плечи. Однако истинную меру страданиям матери знают только его сны. В них мать оказывается в центре разрушительного потока воды, вскрывающего потолок и растворяющего стены ее дома.
Герой фильма никого не судит. У него тоже не получилось быть отцом и мужем. По словам жены, он убежден, что окружающие должны быть счастливы самим фактом его существования рядом. Лишь спасительное сострадание делает его сердце чутким ко всем и всему: к ребенку из блокадного Ленинграда, к трагедии Хиросимы, к контуженному военруку, к испанским детям, которые покидают в 1936 году родину, чтобы ехать в далекую, непонятную Россию… К сожалению, советские чиновники категорически запретили автору вставить в фильм хронику разрушения церквей, однако разговор о вечности все-таки состоялся.
Героя фильма снова и снова настигает сон о детстве: он стоит на пороге материнского дома и не может туда войти, ему что-то мешает. «Непосильная радость» ощущения, что все впереди и все еще возможно, омрачается страхом пробуждения. Но сейчас герой «Зеркала» уже на другом пороге — пороге смерти. Жить или не жить зависит и от его внутреннего выбора. Надеяться на эту жизнь ему больше не хочется. В земной надежде, по Тарковскому, скрывается яд предстоящего страдания. Умирая, герой фильма снова видит себя ребенком. Но к вечности его ведет уже не молодая, как в воспоминаниях, а состарившаяся мать. Он положил конец их ссорам, признав свое вневременное по-детски доверчивое сыновство. Вслед за матерью он устремляется по хорошо знакомой ему дороге прочь от родного дома, разрушенного временем и человеческой несостоятельностью. Они направляются туда, где «всё действительно будет».
Полный текст...
Короткий текст...
|
Критерии | Оценка | Яркость | Описание | Возлюби ближнего своего | 1 | 0.9 | | Семейные ценности | 1 | 0.9 | | Превосходство духовного над материальным | 1 | 0.8 | | Покаяние | 1 | 0.7 | |
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”
|
|
|