|
|
|
| Эпилог
Рейтинг | 0.82 "Потратьте свое время, не пожалеете!!!" | Дата выхода | 1989 | Страна | СССР | Жанр | Мемуары, Исторический |
|
Книга эта – не исповедь, не покаяние, не отчет о проделанной работе, не литературные мемуары и не прокурорское обвинение (хотя мотивы всего перечисленного в ней и есть). Вот слово автора: «Необычайная, сложная, кровавая история последнего полувека нашей литературы прошла на моих глазах. Она состоит из множества трагических биографий, не совершившихся событий, из притворства, предательства, равнодушия, цинизма, обманутого доверия, неслыханного мужества и еще более неслыханной невозможности самоуничтожения».
Нерв книги, конечно же – противостояние художника и власти. Уже в первой ее главе «Засада» — трагикомическая история охоты чекистов за писателем Шкловским и предчувствие «готовящейся несправедливости», когда охоту объявят уже не на одного, а на многих и, как правило, лучших.
|
| Санатин Андрей Леонидович Эпилог
«…испытаем и исследуем пути свои…» (Плач. 3, 40). Друзья и враги, предатели и мученики – атмосфера времени и портрет литературы, «обороняющейся от бессмертной пошлости». Исследуя «пути свои», писатель бережен и беспристрастен к тем, кто шел с ним этими путями. Портреты друзей – Ю. Тынянова, Л. Лунца, М. Зощенко и многих других – через диалог с ними Каверин определяет совокупность нравственных норм, позволивших величайшей в мире литературе не просто выжить, но сохранить «…душу живую по роду ее». (Быт. 1, 24).
«…испытаем и исследуем пути свои…» (Плач. 3, 40). Друзья и враги, предатели и мученики – атмосфера времени и портрет литературы, «обороняющейся от бессмертной пошлости». Исследуя «пути свои», писатель бережен и беспристрастен к тем, кто шел с ним этими путями. Портреты друзей – Ю. Тынянова, Л. Лунца, М. Зощенко и многих других – через диалог с ними Каверин определяет совокупность нравственных норм, позволивших величайшей в мире литературе не просто выжить, но сохранить «…душу живую по роду ее». (Быт. 1, 24).
Не правда ли, это звучит, как фронтовая сводка: «Сперва мы потеряли замолчавших, потом расстрелянных, потом замолчанных…» Но не только потери, но и мощные обретения – произведения тех, кто не смог пойти против «пророческого ощущения своего призвания и дара».
«Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Раковый корпус» и «В круге первом» А. Солженицына, поэзия Н. Заболоцкого и А. Тарковского – история литературы через судьбы ее создателей, «героев нравственного сопротивления», страстотерпцев и тех, кто пытался ими управлять – «литературных преступников» (они тоже присутствуют на страницах этой книги).
Историю «самовольного, бесцензурного» литературного альманаха «Метрополь», вышедшего в конце семидесятых годов тиражом в десять экземпляров, Каверин с нескрываемым восторгом рассказывает, как подтверждение духовной неодолимости литературы, ищущей «жизни вечной». В содружестве молодых писателей, их творчестве он видит «еще одно свидетельство борьбы литературы подлинной с литературой мнимой» и «отрицание диктаторской роли государства в загадочном для него деле создания произведений искусства».
Книга «Эпилог» снабжена «Приложениями», которые включают в себя абсолютно достоверные документы 20-х – 70-х годов, проливающие дополнительный «объясняющий свет» на борьбу «дырявых душ» (Е. Шварц) с художниками, сумевшими отстоять «внутреннюю свободу».
Полный текст...
Короткий текст...
|
Критерии | Оценка | Яркость | Описание | Возлюби ближнего своего | 1 | 0.8 | | Общественное выше личного | 1 | 0.8 | | Превосходство духовного над материальным | 1 | 0.8 | | Правда | 1 | 0.9 | |
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”
|
|
|