|
|
|
| И жизнь, и слезы, и любовь
Рейтинг | 0.77 "Потратьте свое время, не пожалеете" | Дата выхода | 1984 | Страна | СССР | Жанр | Драма |
|
«…Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня; сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой». (Псалом 101, 4-5)
Дни героев этого фильма проходят в доме для престарелых. Этот загородный дом, соседствующий с пионерским лагерем, - нечто среднее между больницей, пансионатом и… тюрьмой. А обитатели «дома», по выражению его директора – «контингент».
Но «контингент» — это люди, которые, несмотря на возраст и болезни, хотят жить, а не доживать. Жить, сохраняя свою память, свои пристрастия и свои маленькие человеческие тайны.
|
| Санатин Андрей Леонидович И жизнь, и слезы, и любовь
Для нового главного врача этого «дома» Валентины Дмитриевны основным становится не дежурное лечение «старческих немощей», но работа по сохранению (и восстановлению) памяти пожилых людей. Дом оживает. Скорее, его заново обживают люди, свыкшиеся с одиночеством, но к которым возвращается чувство семейственности. И приходят «…времена отрады от лица Господа». (Деян. №, 20).
Для нового главного врача этого «дома» Валентины Дмитриевны основным становится не дежурное лечение «старческих немощей», но работа по сохранению (и восстановлению) памяти пожилых людей. Дом оживает. Скорее, его заново обживают люди, свыкшиеся с одиночеством, но к которым возвращается чувство семейственности. И приходят «…времена отрады от лица Господа». (Деян. №, 20).
Дом оживает любовью – и к давно ушедшим, и к ближним – соседям по комнате. Люди, переставшие быть «контингентом», разбивают яблоневый сад, воспитывают щенка, запускают в заброшенный пруд рыбу; потерявшие после инсульта дар речи, начинают говорить и припоминают, как молитву: «…за этот ад, за этот бред, пошли мне сад на старость лет».
В соседнем «лагере» под названием «Орленок» все время звучит музыка образца 1983 года, и Алла Пугачева, по-пионерски задорно поет: «Жизнь невозможно повернуть назад и время ни на миг не остановишь…»
Герои фильма не опровергают этого «песенного» утверждения – они не «поворачивают» свои жизни, не останавливают время, не продлевают его искусственно, но, словно по «молитве задержания»: «И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы окрест стоящих мя о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании». Прошлое старики не пересматривают – они в него всматриваются, очищая в нем что-то очень важное, потерянное в сегодняшние дни – лицо человека живого, а, стало быть, бессмертного.
Древние говорили: «Когда умирают старики – рушатся города». В фильме Николая Губенко не умирают – оставляют дом, живущий по законам милосердия, искреннего и естественного. Оставляя дом, остаются в памяти оставшихся. И, стало быть, города еще постоят.
«И так близко подходит чудесное
К развалившимся грязным домам…
Никому, никому неизвестное,
Но от века желанное нам». (Анна Ахматова)
Полный текст...
Короткий текст...
|
Критерии | Оценка | Яркость | Описание | Возлюби ближнего своего | 1 | 0.8 | | Общественное выше личного | 1 | 0.8 | | Превосходство духовного над материальным | 1 | 0.7 | |
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”
|
|
|