| Старший сын
Рейтинг | 0.86 "Потратьте свое время, не пожалеете!!!" | Дата выхода | 1976 | Страна | СССР | Жанр | Драма |
|
«Нет уж, не дай-то Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову», — говорит Владимир Бусыгин своему случайному приятелю после длинного ночного разговора с Сарафановым. Бусыгин с приятелем попали в дом Сарафанова случайно — опоздали на электричку, замерзали на улице и решили погреться, а для этого пришлось солгать. Ложь предназначалась старому блуднику, за которого Бусыгин поначалу принял Сарафанова. Но, как выяснилось впоследствии, вышла досадная ошибка: назвавшись его «забытым» сыном, Владимир Бусыгин одурачил беззащитного, чистого человека, отца-одиночку, вырастившего с самоотверженной любовью двоих детей.
В ночном разговоре с Бусыгиным Сарафанов не бросит ни слова осуждения в адрес бывшей жены: «Подвернулся один инженер — серьезный человек», то есть не такой, как он, не «блаженный» — как тут ей было не уйти, «мы с ней расстались». Каждая следующая минута разговора будет только сближать этих двух, прежде чужих, людей. Будут расти между ними сочувствие и понимание.
|
| Лоевская Лариса Владимировна Старший сын
«Этот папаша — святой человек», -- скажет своему недалекому приятелю Бусыгин, выросший с матерью-одиночкой (кстати, я так и не научилась понимать, как можно вынести сердечную муку, бросив своих детей). Ситуация в пьесе и фильме осложнится еще и тем, что новая «сестра» Бусыгина Нина, которая скоро должна выйти замуж и уехать, совсем не по-сестрински, серьезно понравится ему. Чуть позднее в разговоре с ней о музыке — кантате или оратории, сочиняемой годами Сарафановым, — Бусыгин скажет: «А может, так ее и надо сочинять, музыку?» И ироничная Нина удивится его уважению к отцу: «Ты рассуждаешь так же, как он…» А через минуту неожиданно скажет: «Жалко с вами расставаться…» То, что казалось ей почти бессмысленным, то, от чего она хотела бежать, снова обретет цену.
«Этот папаша — святой человек», -- скажет своему недалекому приятелю Бусыгин, выросший с матерью-одиночкой (кстати, я так и не научилась понимать, как можно вынести сердечную муку, бросив своих детей). Ситуация в пьесе и фильме осложнится еще и тем, что новая «сестра» Бусыгина Нина, которая скоро должна выйти замуж и уехать, совсем не по-сестрински, серьезно понравится ему. Чуть позднее в разговоре с ней о музыке — кантате или оратории, сочиняемой годами Сарафановым, — Бусыгин скажет: «А может, так ее и надо сочинять, музыку?» И ироничная Нина удивится его уважению к отцу: «Ты рассуждаешь так же, как он…» А через минуту неожиданно скажет: «Жалко с вами расставаться…» То, что казалось ей почти бессмысленным, то, от чего она хотела бежать, снова обретет цену.
Проблемы чужой семьи станут для Бусыгина его проблемами, боль этого одинокого отца – его болью. Он будет защищать Сарафанова от самого Сарафанова: «Папа, людям нужна музыка, когда они веселятся и тоскуют… по-моему, ты на правильном пути». Бусыгин будет спасать чужую семью от распада, как свою собственную. И совершит чудо. Когда правда откроется и он получит великодушное прощение, даже более чем прощение… когда он услышит о нежелании Сарафанова верить правде: «Ты настоящий Сарафанов! Мой сын. И притом любимый сын!»— он разведет руками: «Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын».
У этой пьесы и фильма, насыщенных разнообразной любовью — и юношески безоглядной, и той серьезной, которая обещает стать выбором на всю жизнь, и, главное, любовью между детьми и родителями, — финал почти рождественской истории. Сарафанов вопреки всему говорит Бусыгину: «Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. Вы все мои дети, потому что я люблю вас». Более того, мы понимаем, что скоро Бусыгин, несомненно ставший сыном по чувству душевного родства с отцом, займет в семье место и истинного старшего сына — он будет мужем Нины. Сарафанов никогда не останется больше один, и его слова о жизни, которая «всегда умнее всех нас, живущих и мудрствующих» и которая «справедлива и милосердна», не окажутся посрамлены: «…тех, кто прожил с чистым сердцем, она всегда утешит»
Фильм подходит к концу, с героями нужно прощаться, пора покидать их уютный, несмотря на бури, и обжитой мир, а делать этого очень не хочется, потому что мягкий свет и тепло этого мира таинственным образом изливались и на нас. По мнению святых, в раю духовное родство будет иметь большее значение, чем плотское. Может быть, эти два часа мы провели в раю?
Полный текст...
Короткий текст...
|
Критерии | Оценка | Яркость | Описание | Возлюби ближнего своего | 1 | 0.9 | | Семейные ценности | 1 | 0.9 | | Превосходство духовного над материальным | 1 | 0.9 | | Покаяние | 1 | 0.6 | | Прощение | 1 | 1 | |
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”
|