Эти размышления – обдуманный и трезвый приговор современной Торо цивилизации, превратившую людей в «орудия своих орудий», изгнавшую «человечность человека». «Что в нас осталось от божественного?» На этот вопрос Торо и отвечает своим двухлетним отшельничеством, ставя на себе эксперимент, цель которого – через анализ подлинных нужд человека попробовать еще раз отрыть его истинное назначение, вернуться к началам утраченной гармонии с миром, понять причины этой утраты и найти возможности ее восстановления.
Эти размышления – обдуманный и трезвый приговор современной Торо цивилизации, превратившей людей в «орудия своих орудий», изгнавшей «человечность человека». «Что в нас осталось от божественного?» На этот вопрос Торо и отвечает своим двухлетним отшельничеством, ставя на себе эксперимент, цель которого – через анализ подлинных нужд человека попробовать еще раз отрыть его истинное назначение, вернуться к началам утраченной гармонии с миром, понять причины этой утраты и найти возможности ее восстановления.
«Человеком испробовано так мало…» Торо пробует – он возделывает землю, засевает ее, собирает урожай – рожь, картофель, бобы, свекла, горох; из старых кирпичей складывает в доме очаг, на котором будет печь хлеб и готовить себе еду; собирает ягоды и ловит рыбу. И, оказывается, что «нужды телесные» требуют совсем немного времени от человека живущего чувством «прямой благодарности Богу за дар жизни».
«Жизнь в лесу» — это развернутый ответ на вопрос: «Что человеку нужно?» Ответ человека предельно искреннего и простого — «Наш духовный хлеб мы нарезаем куда тоньше, чем наши предки – пшеничный».
Живая значимость нравственных начал заново открыта автором для себя (и нас) на берегу Уолденского пруда. В главах «Чтение», «Звуки», «Одиночество», «Бессловесные соседи» — духовные опыты человека, не останавливающегося в работе по возвращению к Человеку, «…ибо дьявол всегда находит работу для праздных рук».
Чтение как работа, собеседование и продолжение диалога с тем, кто «…ближе всего к нам стоит…с работником, который создал нас самих». Это замечательный и неторопливый урок (не руководство) деятельного познания от Торо.
Уроки музыки от «собеседника ветра» читатель получит в главе «Звуки» и поймет, что слушать – не значит слышать. Нам показывают еще одну «тропинку» в этом «лесу», по которой можно «…идти рядом со Строителем Вселенной».
В хижине отшельника Торо только три стула. Один – для одиночества, два – для дружеской беседы, а три — для гостей, когда они приходят. Отшельничество Торо было открытым, к нему мог заглянуть любой – и «друг, с терпением толкующий Бога, запечатленного в образе человека», и «искажение и подобие человека». Никто и ничто не могло помешать непрерывающимся в этой «мастерской» исследованиям подлинных основ жизнестроительства как «Дома», в котором не нужно более трех стульев.
Известный американский архитектор отметил, что без этой книги не было бы современной архитектуры. Домохозяйка может найти в ней множество полезных замечаний по домоводству. Начинающий поэт – небольшую антологию мировой поэзии. Любитель «готовой мудрости» — сборник блестящих афоризмов. Сомневающийся богослов услышит веселую проповедь. А любящий отец откопает несколько сказок, которые можно будет рассказать на ночь детям.
«Пусть каждый займется своим делом и постарается быть тем, кем он рожден быть». Генри Дэвид Торо.