| Идиот
Рейтинг | 0.92 "Потратьте свое время, не пожалеете!!!" | Дата выхода | 1868-1869 | Страна | Российская империя | Жанр | Классика, Роман |
|
Это увлекательный остросюжетный роман, в центре которого любовный… нет, не треугольник, а многоугольник. Здесь, в соответствии с планом Достоевского, представлены три типа любви: «любовь страстно-непосредственная, любовь из тщеславия и любовь христианская». Более того, это почти детективная история. Действие в романе развивается стремительно, сюжет захватывает читателя с первых же страниц. Он многослоен, связан с множеством ярких персонажей, и пересказать его почти невозможно.
В Россию из Швейцарии возвращается нищий князь Мышкин, человек молодой, недавно исцелившийся от тяжелой нервной болезни. В поезде, в вагоне третьего класса, он знакомится с другим молодым, «не щегольски одетым» человеком, имеющим так же, как и князь, «довольно замечательную физиономию». Новый знакомый князя Мышкина, Рогожин, — сын известного купца с миллионным состоянием и крутым нравом. Оба героя окажутся вскоре богатыми наследниками, Рогожин — внезапно умершего отца, князь Мышкин — состоятельных родственников.
В поезде они еще не знают, что их судьбы сплетутся в трагический узел и что в конце концов они снова окажутся вдвоем в узком пространстве, но уже рогожинской спальни, рядом с мертвым телом дорогой для них женщины. Но все же это только внешний событийный ряд. Мы имеем дело с романом, написанным гением.
|
| Лоевская Лариса Владимировна Идиот
В мировой литературе, пожалуй, не найдется героя, подобного князю Льву Николаевичу Мышкину. По словам самого Достоевского, он стремился создать образ человека «положительно-прекрасного. Труднее этого нет ничего на свете». Но гениальному писателю это удалось. Вернее, почти удалось, потому что человек на земле не может быть совершенным. И все-таки это, безусловно, евангельский характер.
В мировой литературе, пожалуй, не найдется героя, подобного князю Льву Николаевичу Мышкину. По словам самого Достоевского, он стремился создать образ человека «положительно-прекрасного. Труднее этого нет ничего на свете». Но гениальному писателю это удалось. Вернее, почти удалось, потому что человек на земле не может быть совершенным. И все-таки это, безусловно, евангельский характер.
Князь в силу своих природных качеств и обстоятельств жизни обладает редчайшим и драгоценнейшим свойством души –– смирением. Он умеет смотреть на всякого, даже низкого в нравственном отношении, человека с приязнью, почтением и интересом, признавая за каждым достоинство и абсолютную ценность. Ему легко и просто дается то неосуждение, которое кажется нам недостижимым и которое заповедано нам Самим Христом: «Не судите да не судимы будете» (Мф. 7, 1). Князь, который с младенческой мудростью не придает себе никакой цены и который никогда ни на кого не гневается, в любых обстоятельствах обвиняет одного себя, а для других находит оправдания.
Именно поэтому влияние полубольного князя на окружающих так велико. И это заслуга не столько его ума и наблюдательности, сколько его евангельски настроенного сердца, чистоты и готовности всего себя отдать каждому, кто в нем нуждается. Не случайно появление князя Мышкина в доме генерала Епанчина настолько подействовало на юную гордячку Аглаю, дочь генерала, что она против собственной воли безраздельно полюбила князя, отвергнув предложение руки и сердца вполне светского и достойного во всех отношениях человека.
Однажды, возмутившись извинениями князя за свою неловкость и болезненность, Аглая восклицает: «Для чего вы это им говорите? Им! Им! Здесь ни одного нет, который бы стоил таких слов! Здесь все, все не стоят вашего мизинца, ни ума, ни сердца вашего! Вы честнее всех, благороднее всех, лучше всех, добрее всех, умнее всех. Здесь есть недостойные нагнуться и поднять платок, который вы сейчас уронили… Для чего вы себя унижаете и ставите ниже всех? Зачем вы себя исковеркали, зачем в вас гордости нет?» Заметим, что Аглая в последней фразе противоречит самой себе, потому что, если бы князь был горд, то не был бы уже «честнее всех, умнее всех, добрее всех, благороднее всех», так как все это с гордостью несовместимо.
О таком же нравственном потрясении говорят и обращенные к князю слова другой гордячки, блистательной красавицы, «содержанки» Настасьи Филипповны, измучившей свою богато одаренную душу бесплодным раскаянием без истинного покаяния. Вот эти слова: «Прощай, князь, в первый раз человека видела!» Но проститься с ним она все-таки не сможет. Ее страстная любовь-поклонение к князю будет мучить ее и толкать на противоречивые, а порой и безумные поступки. В конце концов она приговорит себя к вечной, скорбной разлуке с ним. Но, несмотря на трагический финал романа, пафос любви и всепрощения оказывается господствующим в нем.
К счастью, нам не нужно собирать силы и говорить князю Мышкину: «Прощай…». Мы сможем возвращаться к нему, когда захотим, а захотим мы этого обязательно. Мы сможем читать и перечитывать этот роман, чтобы вновь слышать и «видеть» идеального человека и вновь оказываться в поле притяжения его тихой душевной красоты.
Полный текст...
Короткий текст...
|
Критерии | Оценка | Яркость | Описание | Возлюби ближнего своего | 1 | 1 | | Превосходство духовного над материальным | 1 | 0.8 | | Покаяние | 1 | 0.9 | | Прощение | 1 | 0.9 | |
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”
|