|
|
|
| Лето Господне
Рейтинг | 0.92 "Потратьте свое время, не пожалеете!!!" | Дата выхода | 1927-1948 | Страна | Франция | Жанр | Классика |
|
«Что-то я постигаю в этот чудесный миг… есть у людей такое… выше всего на свете… святое, Бог!»
В реставрации старой иконы есть такой момент, когда из-под удаленной грязи и копоти вдруг начинают светиться краски подлинного «письма». Икона начинает открываться и открывать то, ради чего она была написана.
С «Праздников» начинает писатель открывать нам «иконостас» своей книги, где подлинные ритмы жизни - в череде церковных праздников и памятных дней.
Великий пост. Чистый понедельник. Благовещенье. Пасха. Рождество. Крещенье… Читатель становится желанным гостем на этих праздниках, настолько живы они цветом, звуком, запахом в описаниях автора. И обязательные «подарочки» с «молитвочкой» от ребенка – яблоко, пучок вербы, хрустальное яичко. А на Благовещенье хорошо подержать птенца в руке и выпустить его в небо.
|
| Санатин Андрей Леонидович Лето Господне
«Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда все и все были со мною связаны». Шестидесятилетний писатель реконструирует жизнь семилетнего Вани Шмелева, прислушиваясь главному в ней – живой и неразрывной связи со всем, что его окружало, питало и организовывало. И реконструкция эта не механическая – возникает мир, который на наших глазах становится образом и подобием Божьим. Дом, двор («…кажется мне, что на нашем дворе Христос: и везде Христос...»), улица, река, город (а это – Москва с ее «сорока сороками» церквей). Отец, наставник Горкин («отец духовный»), работники, «разные люди».
«Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда все и все были со мною связаны». Шестидесятилетний писатель реконструирует жизнь семилетнего Вани Шмелева, прислушиваясь главному в ней – живой и неразрывной связи со всем, что его окружало, питало и организовывало. И реконструкция эта не механическая – возникает мир, который на наших глазах становится образом и подобием Божьим. Дом, двор («…кажется мне, что на нашем дворе Христос: и везде Христос...»), улица, река, город (а это – Москва с ее «сорока сороками» церквей). Отец, наставник Горкин («отец духовный»), работники, «разные люди».
Через ощущение постоянного присутствия Христа – мир этот для мальчика един и многообразен. Мир веры живой, открывающийся как мир красоты видимой – мир радости и любви. «… вся тварь играет в радости, что родился Христос… как все играет!.. и на земле, и на небеси!..»
В центре этого складывающегося мира – отец. Им держится эта вселенная дома и радостной деятельности многих людей, от него зависящих (отец писателя брал подряды на организацию городских праздников). От него приходят первые уроки нравственного общежития и подлинной справедливости. Уже в Париже напишет Шмелев-младший: «Всегда он во мне живой».
Третья часть книги – «Скорби». Болезнь отца, его кончина и похороны. Но перед этим было отцовское благословение. Наставник Горкин «толковал» позже своему воспитаннику: «Благословил вас папашенька на долгую жизнь. Тебя-то как отличил: своим образом, дедушка его благословил. Образ-то какой, хороший-ласковый: Пресвятая Троица… Ра-достный образ-те… три Лика под древом, и веселые перед Ними яблочки… ты вни-кай».
«Вникающая» память писателя на страницах этой книги прорывается к истокам жизни, как истокам веры. «…от преизбытка сердца уста глаголют». Это Священное Писание.
А это слова друга Шмелева Ивана Ильина: «… все здесь взято любовно, все лучится от сдержанных, непроливаемых слез умиленной и благодарной памяти. Россия и православный строй ее души показаны здесь силою ясновидящей любви».
Полный текст...
Короткий текст...
|
Критерии | Оценка | Яркость | Описание | Возлюби ближнего своего | 1 | 1 | | Общественное выше личного | 1 | 0.8 | | Семейные ценности | 1 | 1 | | Превосходство духовного над материальным | 1 | 0.8 | |
Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"
Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”
|
|
|